Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности Волейбол

Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: от 7-17 лет
Срок реализации программы: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Гермашиков Хаджимурат Дулахович - педагог дополнительного
образования

с.п.Инаркой, 2023

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол»— один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,
получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро
бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать,
обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения,
испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие
сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные
изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча,
нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы
становятся подвижнее, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного
и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и
слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым
чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических
усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями
компьютерными играми, малоподвижного образа жизни существует проблема
недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях,
спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная
деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она
направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и
физического развития ребенка. В процессе изучения у учащихся формируется
потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся
приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься
физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,
целеустремленность, способствуют изучению общеобразовательных предметов,
так как укрепляют здоровье. Новизна данной программы заключается в том, что в
ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу
со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

Направленность программы: Физкультурно-спортивная
Уровень программы: Базовый
Вид программы: Модифицированный

Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273);
- Национальный проект «Образование»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от
31.03.2022 г. № 678-р (далее - Концепция);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года»;
- Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте Российской Федерации;
- Паспорт Федерального проекта от 24.12.2018 г. № 16 «Успех каждого ребенка»,
утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному
проекту «Образование»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О
направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (вступает в силу с 01.09.2022г. и
действует до 01.09.2028г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Приказ 196);
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09
«Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учѐтом их особых
образовательных потребностей»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О
направлении методических рекомендаций по независимой оценке качества
образования»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09,
включающая «Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей»; - Закон Кабардино-Балкарской
Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»;
- Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. №
778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности
государственных образовательных учреждений 8 дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
- Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020
г.
№
242-рп
«Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
- Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от 06.08.2020 г. №
22-01-05/7221 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в КБР».
Устав МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» и его локальными актами.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на
открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской
среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой
школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное
напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий
волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности
ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения,
целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации
движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных
навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка:
коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за
свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чѐткости удара и других
действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся
мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением
сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и
переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими
действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир
ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития
организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного
образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в
движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Новизна и отличительные особенности программы:
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на
основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом
использования различных материалов и технологий, а также способствует
расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья
учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления,
формирования личностных качеств.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом
спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в
обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди
школьников и молодѐжи, являясь увлекательной спортивной игрой,
представляющей собой эффективное средство физического воспитания и
всестороннего физического развития.
Адресат программы: обучающиеся 7 -16лет.
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю
Наполняемость группы: 1-год обучения - не более 30 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая, в парах, практическая,
комбинированная, соревновательная, индивидуально-игровая.
Цель программы: сформирование разносторонне развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха, а также воспитание
активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств,
интеллектуальное и эстетическое воспитание в процессе занятии.
Задачи программы
Личностные:
 научить сотрудничать со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно
общаться, прислушиваться к мнению других;
 способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
 развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
 научить контролировать свое поведение.






Предметные:
развить творческие способности;
развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление,
творческое воображение, внимание, память, восприятие);
развить координацию движения;
привить интерес к работе с волейболом; -изучить основы различных
техник;
Метапредметные:

 освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
Учебный план
№ Название раздела, Количество часов
п/п темы
Теория Практика Всего
Раздел I.Вводное занятие
1.1

2.1

2.2

Вводное
2
занятие. Знакомство
с группой.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Входной контроль.

1

3

Раздел II. Основы волейбола
развития 4
4

История
волейбола.
Достижения
российских
спортсменов.
Правила
и
сущность игры.
Командная и
5
индивидуальная
тактика подготовки.
Основы защиты и

5

Форма
аттестации/
контроля
Беседа,
устный
опрос,
анкетирование.

Обсуждение

Выполнение
упражнений

2.3

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

5.1
5.2

нападения.
Перемещение
2
10
12
Выполнение
игроков при подаче
упражнений
и приеме мяча.
Раздел III.Основы физической подготовки
Способы развития 3
5
8
Выполнение
физических
упражнений
качеств.
Командные
3
5
8
Выполнение
действия. Основные
упражнений
идеи
методики
коллективно
–
творческой
деятельности.
Групповые
7
7
Выполнение
действия
упражнений
волейболистов.
Раздел IV. Технические элементы в игровом процессе
Основные понятия 4
4
Обсуждение
перемещения
игроков при подаче
и приеме мяча.
Технические
10
10
Выполнение
элементы и
упражнений
движения.
Прием подачи.
6
6
Выполнение
упражнений
Раздел V. Тактика в волейболе
Верхняя
прямая 3
подача.
Атакующие удары
3

5.3. Групповые
тактические
действия
нападении.
5.4. Учебная игра

4

7

10

13

10

10

Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений

в

8
8
Раздел VI. Итоговое занятие
6.1 Итоговое занятие 2
1
3
Итого часов: 31
77
108

Участие в игре
анкетирование

Содержание учебного плана
Раздел 1: Вводное занятие, 3 часа.
Тема 1.1 Вводное занятия, (3 ч.).
Теория: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с
программой.
Практика: устный опрос, анкетирование.
Раздел 2: Основы волейбола, 21 часов
Тема 2.1. История развития волейбола. Достижения российских спортсменов.
Правила и сущность игры, (4 ч.).
Теория: История развития и возникновения волейбола в мире. Достижения
российских спортсменов. Правила и сущность игры. Просмотр турнирных таблиц
различных чемпионатов, видеозаписей и т.д. Анализ игровых ситуаций.
Тема 2.2 Командная и индивидуальная тактика подготовки. Основы защиты и
нападения, (5 ч.).
Теория: Основные понятия тактики. Командная тактика. Индивидуальная тактика.
Основы защиты и нападения.
Тема 2.3 Перемещение игроков при подаче и приеме мяча, (12 ч.).
Теория: Перемещение игроков при подаче и приеме мяча.
Практика: Выполнение упражнений: стойки основная, низкая; ходьба, бег,
перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной
вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и
перемещений, способов перемещений. Прыжки на месте, у сетки, после
перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками,
прыжками, техническими приѐмами.
Раздел 3: Основы физической подготовки, 23 часа.
Тема 3.1. Способы развития физических качеств, (8 ч.).
Теория: Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости. Передача мяча сверху двумя руками; над
собой и после перемещения различными способами; в парах; в треугольнике; на
точность с собственного подбрасывания и партнера.
Практика: Отработка упражнений.
Тема 3.2. Командные действия. Основные идеи методики коллективно –
творческой деятельности, (8 ч.).
Теория: Система игры со второй передачи игроком передней линии: приѐм
подачи и первая передача в зону 3 (2); вторая передача игроку зоны 4(2).

Практика: Отработка упражнений.
Тема 3.3. Групповые действия волейболистов, (7 ч.).
Практика: Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой
передаче игроков зон 3, 4 и 2. Взаимодействие при первой передаче игроков зон
6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приѐме подачи.
Раздел 4: Технические элементы в игровом процессе, 20 часов
Тема 4.1 Основные понятия перемещения игроков при подаче и приеме мяча, (4
ч.).
Теория: Основные понятия перемещения игроков при подаче и приеме мяча.
Тема 4.2. Технические элементы и движения, (10 ч.)
Практика: Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными
шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Нижняя прямая (боковая);
в стену - расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м. Двойной шаг, скачок вперед;
остановка шагом.
Тема 4.3. Прием подачи, (6 ч.).
Практика: Прием подачи. Виды.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках
с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Передачи мяча
сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча
с подачи.
Раздел 5: Тактика в волейболе, 38 часов
Тема 5.1. Верхняя прямая подача, (7 ч.).
Теория: Верхняя прямая подача. Виды.
Практика: Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3.
Прием мяча с подачи. Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи
в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из
зоны 3 в зоны 2, 4.
Тема 5.2. Атакующие удары, (13 ч.).
Теория: Атакующие удары, тактика выполнения.
Практика: Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение
кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар
с передачи. Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное
блокирование. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой).
Групповое блокирование.
Тема 5.3. Групповые тактические действия в нападении, (10 ч.).

Практика: Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; при второй
передаче игроков зон 3, 4, 2; взаимодействие при первой передаче игроков зон 6,
5, 1 и 3, 4, 2 при приѐме подачи. Система игры в защите «углом назад».
Тема 5.4. Учебная игра, (8 ч.).
Практика: Отработка упражнений в процессе игры.
Раздел 6: Итоговое занятие, 3 часа.
Тема 6.1. Итоговое занятие, (3 ч.).
Теория: Подведение итогов за год.
Практика: Итоговое анкетирование.

Планируемые результаты
Личностные:
 будут сформированы навыки взаимоотношения в коллективе
сверстниками и педагогами;
 будет развито чувство уверенности в себе и самостоятельности;
 будет развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
 будет развито контроль за свое поведение.






со

Предметные:
будут развиты творческие способности;
будут развиты познавательные процессы (образное и пространственное
мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие);
будут развиты координации движения;
будет привиты интерес к работе с футболом; - изучены основные различные
техники;
Метапредметные:

 будет освоены способы решения проблем творческого и поискового
характера;
 будет сформированы умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
 будут использованы различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график

Год
обучения

Дата
начала
учебного
года

Дата
окончания
учебного
года

базовый

01.09.22г.

31.05.23г.

Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
36

108

Режим
занятий

3 часа в
неделю

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном спортивном зале соответственно
возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая
среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам
программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности.

Формы аттестации и виды контроля. Основная формы подведения
итогов – зачет, тестирование, турнир.
Оценочные материалы.

Итоговый отчет результативности освоения программы проводится ежегодно
в форме турнира для родителей, по которому оценивается работа педагога и
детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебновоспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей.
Критерии оценки:

Максимальное количество - 5 баллов
5 баллов - умение подавать, самостоятельно начинать и заканчивать атаку,
оборонятся и защищать свою позицию;
4–2 балла – не всегда получается подавать и обороняться .
0-1 балл – не отражают характер игры волейбола и не совпадают с темпом,
ритмом игры.

Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:






Спортивный зал
Волейбольные мячи – 10 шт.
Скакалки – 10 шт.
Подвесные эспандеры – 2 шт.
Маты школьные- 5 шт.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

№
п/
п

Название
темы
(базовые
разделы)

1. Вводное
занятие.
Техника

Форма
проведения
занятий

Методы и
приемы
проведения
занятий

Организация
деятельности –
групповая.

Словесный,
наглядный,
практический.

Дидактическ
ие
материалы,
техническая
оснащенност
ь

Форма
подведения
итогов

Инструкция
Диагностика
по технике
начальных
безопасности. знаний,

безопасност Беседа.
и
Объяснение.
Инструктаж по
ТБ
2. Основы
Организация
волейбола
деятельности –
групповая.
Рассказ.
Объяснение.
Практические
задания.

Наглядный
материал
Словесный,
наглядный,
практический

Турнирные
таблицы
различных
чемпионатов,
справочная
литература,
видеозаписи
игр.
Спортивный
инвентарь

3. Основы
физической
подготовки

Организация
Словесный,
деятельности – наглядный,
индивидуально практический
- групповая.
Объяснение.
Показ
упражнений
педагогом.

4. Технически
е элементы
в игровом
процессе

Организация
Словесный,
деятельности – наглядный,
индивидуально практический
- групповая.

Спортивный
инвентарь

5. Тактика в
волейболе

Организация
деятельности –
групповая,
индивидуальна
я.
Комбинирован
ное занятие

Словесный,
наглядный,
практический

Схемы.
Спортивный
инвентарь

Демонстрац Организация
ия игры в
деятельности –
волейбол.
групповая.

Репродуктивн
ый, частичнопоисковый

Спортивный
инвентарь

6.

умений,
навыков.
Устный
опрос
Отработка
упражнений

Отработка
упражнений

Самоанализ.
Оценка
выполнения
заданий
обучающими
ся
Коллективн
ый анализ.
Оценка
выполнения
заданий
обучающими
ся
Игра

Формы аттестации и виды контроля. Основная форма подведения
итогов – зачет, итоговый турнир.
Оценочные материалы.

Итоговый отчет результативности освоения программы проводится ежегодно
в форме турнира для родителей, по которому оценивается работа педагога и
детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебновоспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей.
Критерии оценки:

Максимальное количество - 5 баллов
5 баллов - умение подавать, самостоятельно начинать и заканчивать атаку,
оборонятся и защищать свою позицию;
4–2 балла – не всегда получается подавать и обороняться .
0-1 балл – не отражают характер игры волейбола и не совпадают с темпом,
ритмом игры.

Учебно-методический комплекс
Для педагога
 Волейбол. Учебник для спортивных факультетов под ред. А.Г. Айриянца. –
М.:, 1998
 Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подговки, учебно-тренировочный) – М.: Советский спорт, 2007
 Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классов // под ред.
В. И. Ляха, 2006
 Методика физического воспитания// под ред. В. И. Ляха. – М.,
«Просвещение», 2004
 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической
культуре. – М., «Дрофа», 2000
 Методика опережающего обучения детей игре в волейбол.
free/kursovaya…igre_v_voleybol
 Обучение игре в волейбол. festival.1september.ru›articles/573494/
 Обучение волейболу | Информационный портал об игре волейбол.
VolleyMos.ru›

 Сайты: pedsovet.su
 www.1september.ru
www.volley.ru
www.mon/gov.ru
www.sportteacher.ru
www.lib.sportedu.ru
www.infosport.ru
Для учащихся











Беляева А.В. , Волейбол - М. «Физкультура и спорт» - 2000
Железняк Ю.Л., Юный волейболист – М. 1988
Железняк Ю. Д. Подготовка юных волейболистов. – М.:, 1987
Казанкина Т.В., Олимпийская летопись Петербурга; ИПК «Вести», СПб
2002
Родиченко В.С., Твой олимпийский учебник; М. «Физкультура и спорт»
2005
«Волейбол » Спортивные видео-уроки. panakapitana.ru›category/volleyball/
Спорт в твоем дворе. Обучение волейболу. Тренировки для начинающих.
dvorsportinfo.ru›articles/obuchenie-volejbolu…
www.lib.sportedu.ru
www.volley.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».