Рабочая программа по биологии 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ТРУДА А.Ж. ПАНАГОВА с.п. ИНАРКОЙ»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Рабочая программа
по биологии
в 11 классе
на 2023 – 2024 учебный год.

Разработал(а): учитель Куашева Лариса Зулимбиевна
квалификационная категория - высшая

Рабочая программа составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования ;
-с программой по биологии для общеобразовательных классов средней (полной)
школы (базовый уровень),
с
использованием
учебника
Биология
11
класс:
учебник
для
общеобразовательных организаций (базовый уровень) / Авторы: под редакцией
Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2019 г.
- с Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ
«СОШ имени А.Ж.Панагова с.п.Инаркой» (ФГОС СОО)
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в
неделю и предназначена для обучающихся 11 класса.
Сроки реализации программы 2023 – 2024 учебный год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов
Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических
факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе
сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их
решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов
Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических
факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе
сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их
решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения
в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Эволюция (43ч)
Тема 1. Свидетельства эволюции (9ч)
Изменяемость видов. Борьба за существование. Естественный отбор.
Дивергенция. Филогенез. Филогенетическое древо. Гомологичные органы.
Атавизмы. Рудименты. Палеонтологическая летопись. Переходные формы.
Эндемичный вид.
Тема 2. Факторы эволюции (13ч)
Критерии вида. Кариотип. Виды-двойники. Репродуктивная изоляция.
Генофонд. Мутации. Приспособленность. Дрейф генов. Движущий отбор.
Стабилизирующий
отбор.
Дизруптивный
отбор.
Половой
отбор.
Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Мимикрия
Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс.
Географическое
видообразование.
Экологическое
видообразование.
Лекарственная устойчивость. Вавиловская мимикрия. Микроэволюция.
Макроэволюция. Конвергенция. Аналогичные органы.
Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
Абиогенез. Биогенез. Геохронология. Эон. Эра. Криптозой. Фанерозой.
Тема 4. Происхождение человека (10 ч)
Прямохождение. Австралопитеки. Неандертальский человек. Кроманьонец.
Антропосоциогенез. Расы.
Раздел 2. Экосистемы (25ч)
Тема 5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Закон толерантности.
Лимитирующий фактор. Биологические ритмы. Структура. Популяции.
Динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения.
Ареал вида.
Экологическая ниша. Фитофагия. Паразитизм. Симбиоз.
Паразитизм. Симбиоз. Закон конкурентного исключения. Биомасса.
Продукция. Экологическая пирамида. Трофическая сеть. Консорция.
Флуктуация. Сукцессия. Биоценоз. Биотоп. Биогеоценоз. Агроэкосистемы.
Тема 6. Биосфера (6 ч)
Эубиосфера. Биом. Живое вещество.
Законы Коммонера.

Биогеохимический круговорот.

Тема 7. Биологические основы охраны природы (8 ч)
Красная книга. Реинтродукция. Заповедники. Национальные парки.
Биосферные резерваты. Инсуляризация. Биологический мониторинг.
Биоиндикация.

Учебный план
№
п/п
Название
раздела
1

Эволюция

2

Экосистемы

Всего:

Базовый уровень
КолЛабораторные и
во
практические работы
часов
43
Лабораторная работа №1
«Морфологические особенности
растений различных видов»
Лабораторная работа №2
«Изменчивость организмов»
Лабораторная работа №3
«Приспособленность организмов к
среде обитания. Ароморфозы у
растений»
25

68
часов

Практическая работа №1
«Оценка влияния температуры
воздуха на человека»
Практическая работа №2
«Аквариум как модель
экосистемы»
Практическая работа №3
«Сравнительная характеристика
природных и нарушенных
экосистем»
Практическая работа №4
«Определение качества воды
водоема»

№
п/п

Календарно-тематическое планирование по биологии
11 класс
КолТема урока
во
Дата
часов
1 Раздел. Эволюция (43ч)
1. Свидетельства эволюции (9 ч)
Возникновение и развитие эволюционной
биологии. Эволюционная биология до Дарвина
Чарлз Дарвин и его теория эволюции
Современная эволюционная биология
Молекулярные свидетельства эволюции
Морфологические свидетельства эволюции
Эмбриологические свидетельства эволюции
Палеонтологические свидетельства эволюции
Биогеографические свидетельства эволюции
Административная контрольная работа

1

1

13.

Критерии вида. Лабораторная работа №1
«Морфологические особенности растений
различных видов»
Популяция – элементарная единица эволюции
Наследственная изменчивость- исходный
материал для эволюции. Лабораторная работа
№2 «Изменчивость организмов»
Приспособленность и естественный отбор

14.
15.
16.

Дрейф генов
Формы естественного отбора
Идиоадаптации и ароморфозы

1
1
1

17.

1

18.

Основные направления эволюции.
Лабораторная работа №3 «Приспособленность
организмов к среде обитания».
Эволюция окраски и формы животных

19.

Видообразование

1

20.

Прямые наблюдения процесса эволюции

1

21.
22.

Макроэволюция
Контрольная работа по теме «Факторы
эволюции».

1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

План

Факт

3.Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
1

25.

Представления о возникновении жизни на
Земле в истории естествознания.
Современные представления о возникновении
жизни
Основные этапы развития жизни

26.

Развитие жизни в криптозое. Архей

1

27.

Развитие жизни в криптозое. Протерозой

1

28.

Развитие в палеозое

1

29.

Развитие жизни в мезозое

1

30.

Развитие жизни в кайнозое

1

31.

Многообразие органического мира.
1
Неклеточные формы жизни
Многообразие органического мира.
1
Клеточные формы жизни
Административная контрольная работа по 1
теме «Возникновение и развитие жизни на
Земле».
4. Происхождение человека (10 ч)
Положение человека в системе живого мира
1
Предки человека
1
Первые представители рода Homo
1
Неандертальский человек
1
Появление человека разумного
1
Моноцентризм и полицентризм
1
Факторы эволюции человека
1
Эволюция современного человека
1
Обобщающий урок по теме
1
«Происхождение человека».
1
Контрольная работа по разделу
«Эволюция»
2 Раздел. Экосистемы ( 25ч)
5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Экологические факторы и закон толерантности 1
Приспособленность организмов. Практическая 1
работа №1 «Оценка влияния температуры
воздуха на человека»
Популяция в экосистеме
1
Экологическая ниша
1
Межвидовые отношения
1

23.
24.

32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

44.
45.

46.
47.
48.

1
1

49.
50.

Сообщества
Экосистема

51.

66.

Экосистема: устройство и динамика.
1
Практическая работа №2 «Аквариум как
модель экосистемы»
Биоценоз и биогеоценоз
1
Влияние человека на экосистемы
1
1
Контрольная работа по разделу
«Организмы и окружающая среда»
6. Биосфера (6 ч)
Биосфера как экосистема
1
Биомы
1
Функции живого вещества
1
Биогеохимические круговороты в биосфере
1
Биосфера и человек. Практическая работа №3
«Сравнительная характеристика природных и
нарушенных экосистем»
1
Контрольная работа по теме «Биосфера».
7. Биологические основы охраны природы (8 ч)
Охрана видов и популяций
1
Охрана экосистем
1
Биологический мониторинг. Практическая
1
работа №4 «Определение качества воды
водоема»
Обобщающий урок по теме «Биологические
1
основы охраны природы».
1
Административная итоговая контрольная
работа
Работа с Кимами ЕГЭ
1

67.
68.

Работа с Кимами ЕГЭ
Работа с Кимами ЕГЭ

52.
53.
54.

55.
56.
57.
58.
59.

60.
61.
62.
63.

64.
65.

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».