рабочая программа по биологии 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки
Кабардино - Балкарской Республики
Управление образования Терского муниципального района
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2689148)
учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся 9 класса

Инаркой, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования .
- с Примерной программой по учебным предметам «Биология» 5-9 классы: проектМ.: Просвещение.
- с авторской программой по биологии для общеобразовательных школ И.Н.
Пономарёва, В.С. Кучменко,О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология:
5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф.
- с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ
«СОШ имени А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП ООО для 5 – 9 классов), (ФГОС
ООО)
- с УМК Биология, 9 класс (И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова,Н.М.Чернова «ВетанаГраф», 2019).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в
неделю и предназначена для обучающихся 9ого класса.
Сроки реализации рабочей программы: 2022 – 2023 уч. год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за
последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию
и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития
для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого
в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом
биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и
животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных
и глобальных экологических проблем, необходимости рационального
природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
умения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов;
- - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной
задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты: Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических
объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой
природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений
и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих
товарищей.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)
Биология - наука о живом мире. Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение
природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных
биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей.
Методы биологических исследований. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила
работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Общие
свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого: химический
состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность,
изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды.
Многообразие форм жизни. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов.
Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма

жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации
жизни.
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)
Многообразие клеток. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов
клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в
изучении клетки. Химические вещества в клетке. Обобщение ранее изученного
материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных
типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды,
минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в
жизнедеятельности клетки. Строение клетки. Структурные части клетки: мембрана,
ядро, цитоплазма с органоидами и включениями . Органоиды клетки и их функции.
Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и
функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Понятие об обмене веществ
как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность
клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического
состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования. Биосинтез белка
в живой клетке. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль
нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков. Биосинтез углеводов фотосинтез. Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке.
Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его
значение для природы. Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании
как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания:
бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в
клеточном дыхании Размножение клетки и её жизненный цикл. Размножение клетки
путём деления - общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Клеточное деление у прокариот - деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот.
Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение
клеточного содержимого на две дочерние клетки. Лабораторная работа № 1
«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)
Организм — открытая живая система (биосистема). Организм как живая система.
Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы
«организм». Регуляция процессов в биосистеме. Бактерии и вирусы. Разнообразие
форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как
одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни.
Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в
природе. Растительный организм и его особенности. Главные свойства растений:
автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных
частей - корня и побега - в двух разных средах. Особенности растительной клетки:
принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных
вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового

размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки
надвое. Многообразие растений и значение в природе. Многообразие растений:
споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных,
папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых
(покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения.
Особенности и значение семени в сравнении со спорой. Организмы царства грибов и
лишайников. Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами —
растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов.
Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники
как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный
организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к
эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о
потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания
пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные.
Многообразие животных. Деление животных на два подцарства: Простейшие и
Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение.
Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных
типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые. Сравнение свойств
организма человека и животных Сходство человека и животных. Отличие человека от
животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека.
Причины, обусловливающие социальные свойства человека. Размножение живых
организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового
размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы.
Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое.
Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений —
бесполого и полового — у животных и растений Индивидуальное развитие организмов.
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.
Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на
эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития
эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития.
Развитие животных организмов с превращением и без превращения Образование
половых клеток. Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в
клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления
клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе
Изучение механизма наследственности. Начало исследований наследственности
организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения
современных исследований наследственности организмов. Условия для активного
развития исследований наследственности в ХХ в. Основные закономерности
наследственности организмов. Понятие о наследственности и способах передачи
признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства.
Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. Закономерности
изменчивости Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической)

изменчивости: мутационная, комбинативная. Ненаследственная изменчивость. Понятие
о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и
роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной
изменчивости у растений и животных. Основы селекции организмов. Понятие о
селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции:
искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных,
микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков
у растений разных видов» Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у
организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотезы
происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие
гипотезы о самозарождении жизни. Современные представления о возникновении
жизни на Земле. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни
на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Значение фотосинтеза и биологического круговорота
веществ в развитии жизни. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов
— цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений.
Появление биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции
жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы
развития жизни.
Идеи развития органического мира в биологии. Возникновение идей об эволюции
живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Чарлз Дарвин об эволюции
органического мира. Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения
эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции:
изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.
Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. Современные представления об
эволюции органического мира.
Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории
эволюции. Вид, его критерии и структура. Вид - основная систематическая единица.
Признаки вида как его критерии. Популяции - внутривидовая группировка
родственных особей. Популяция - форма существования вида. Процессы образования
видов Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования:
географическое и биологическое. Макроэволюция как процесс появления надвидовых
групп организмов Условия и значение дифференциации вида.
Понятие о
макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические,
эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы). Основные
направления эволюции. Прогресс и регресс в живом мире. Направления
биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов.
Примеры эволюционных преобразований живых организмов
Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования
животных и растений. Уровни преобразований. Основные закономерности эволюции
Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса,

прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни,
адаптации, появление новых видов.
Человек - представитель животного мира. Эволюция приматов. Ранние предки
приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны. Эволюционное
происхождение человека. Накопление фактов о происхождении человека.
Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма
человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе
происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни - уникальное
свойство человека. Ранние этапы эволюции человека. Ранние предки человека. Переход
к прямохождению - выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза:
предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный
человек. Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы - кроманьонцы.
Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека.
Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом
развитии человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек
разумный - полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и
родство рас Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Человек житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность
воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле - главная задача
человечества. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде
обитания»
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч) Условия
жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно- воздушная,
почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические
факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Общие законы действия
факторов среды на организмы. Закономерности действия факторов среды: закон
оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на
организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм. Приспособленность
организмов к действию факторов среды. Примеры приспособленности организмов.
Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме.
Экологические группы организмов. Биотические связи в природе. Биотические связи в
природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в
природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Связи организмов разных видов. Значение биотических связей. Взаимосвязи
организмов в популяции. Популяция как особая надорганизменная система, форма
существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной
структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и
плотность. Функционирование популяций в природе. Демографические характеристики
популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость.
Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как
биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности
популяции. Природное сообщество - биогеоценоз. Природное сообщество как
биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания.
Главный признак природного сообщества - круговорот веществ и поток энергии.

Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в
экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные
компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии - основной
признак экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере.
Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество,
биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в
биосфере. Развитие и смена природных сообществ. Саморазвитие биогеоценозов и их
смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии).
Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных
сообществ Многообразие биогеоценозов (экосистем). Многообразие водных экосистем
(морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы
(агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы.
Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность процессов в
экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем:
биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ
и поток энергии, цикличность процессов Экологические проблемы в биосфере. Охрана
природы. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы
биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического
разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное
использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование
населения. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» Экскурсия
в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Календарно-тематическое планирование по биологии
9 класс ФГОС
(68 час, 2 часа в неделю)
№
п/п

1.
2.
3.

Тема раздела/Тема урока

Кол-во
часов

Дата
план Факт

Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч).
Биология – наука о живом мире. Методы
1
биологических исследований
Общие свойства живых организмов
1
Многообразие форм живых организмов
1

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч).
4.
Многообразие клеток. Л.Р. № 1 «Многообразие
1
клеток эукариот. Сравнение растительных и
животных клеток»
5.
Химические вещества клетки. Неорганические
1
вещества и органические вещества клетки.
6.
Строение клетки.
1
7.
Органоиды клетки и их функции.
1
8.
Обмен веществ-основа существования клетки.
1
9.
Биосинтез белка в клетке
1
10. Биосинтез белка.
1
11. Биосинтез углеводов – фотосинтез
1
12. Биосинтез углеводов – фотосинтез
1
13. Административная контрольная работа.
1
14. Обеспечение клеток энергией.
1
15. Размножение клетки и её жизненный цикл. Л.Р. №
1
2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися
клетками растения»
16. Контрольная работа по теме «Явления и
1
закономерности жизни на клеточном уровне»
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч).
17. Организм – открытая живая система (биосистема)
1
18. Примитивные организмы. Бактерии
1
19. Примитивные организмы. Вирусы
1
20. Растительный организм и его особенности
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Многообразие растений и их значение в природе
Организмы царства грибов и лишайников
Животный организм и его особенности
Разнообразие животных
Сравнение свойств организма человека и животных
Размножение живых организмов
Индивидуальное развитие организма
Образование половых клеток. Мейоз
Изучение механизма наследственности
Основные закономерности наследования признаков
у организмов. Л.Р. № 3 «Выявление
наследственных и ненаследственных признаков у
растений разных видов»
Закономерности изменчивости.
Ненаследственная изменчивость. Л.Р. № 4
«Изучение изменчивости у организмов»
Основы селекции организмов
Административная контрольная работа по теме
«Закономерности жизни на организменном уровне»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч).
35. Представления о возникновении жизни на Земле в 1
истории естествознания.
36. Современные представления о возникновении
1
жизни на Земле
37. Значение фотосинтеза и биологического
1
круговорота веществ в развитии жизни.
38. Этапы развития жизни на Земле.
1
39. Этапы развития жизни на Земле.
1
40. Идеи развития органического мира в биологии
1
41. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
1
42. Современные представления об эволюции
1
органического мира
43. Вид, его критерии и структура
1
44. Процессы образования видов
1
45. Макроэволюция как процесс появления
1
надвидовых групп организмов
46. Основные направления эволюции
1
47. Примеры эволюционных преобразований живых
1
организмов
48. Основные закономерности эволюции. Л.Р. № 5
1
«Приспособленность организмов к среде

49.
50.
51
52
53.
54.
55.

обитания»
Человек – представитель животного мира
Эволюционное происхождение человека
Этапы эволюции человека
Этапы эволюции человека
Человеческие расы, их родство и происхождение
Человек как житель биосферы и его влияние на
природу Земли
Контрольная работа по теме «Закономерности
происхождения и развития жизни на Земле»

1
1
1
1
1
1
1

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 часов).
56.
Условия жизни на Земле. Среды жизни и
1
экологические факторы
57.
Общие законы действия факторов среды на
1
организмы
58.
Приспособленность организмов к действию
1
факторов среды. Лабораторная работа № 6
«Оценка качества окружающей среды»
59.
Биотические связи в природе
1
60.
Популяции
1
61.
Функционирование популяции во времени
1
62.
Сообщества
1
63.
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
1
64.
Развитие и смена природных биогеоценозов
1
65.
Основные законы устойчивости живой природы
1
66.
Экологические проблемы в биосфере. Охрана
1
природы
67.
Административная итоговая работа.
1
68.
Анализ котрольной работы.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».