Рабочая программа по астрономии для 11 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по астрономиии для 11 класса разработана в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования. (2010г.);
- с Примерной программой среднего общего образования курса астрономии 11
класса;
- с Авторской программой по учебным предметам. Астрономия 11 класс: проект.М.: Дрофа, 2018г;
- с Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ
«СОШ им. А.Ж.Панагова с.п. Инаркой» (ООП СОО), (ФГОС СОО);
- с УМК: Астрономия. Базовый уровень, 11 класс. Учебник. Авторы: Б.А.ВоронцовВельяминов, Е.К.Страут, М.: Дрофа, 2018г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1учебный час в
неделю.
Сроки реализации программы - 2023 - 2024 учебный год.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:


формирование умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной
образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;



формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами
информационных технологий;



формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;



формирование умения находить адекватные способы поведения,
взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности,
проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения
спорных проблем науки.

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:


находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать
изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;



анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;



на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;



выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;



извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;



готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных
из Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:



находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный.
Познавательные УУД:



классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, формулировать выводы и заключения;



на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;



анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;



выполнять познавательные и практические задания;



извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;



готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных
из Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:



аргументировать свою позицию.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе
представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов
и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии
с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения
развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:



цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их
личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность
должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в
предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;



учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности
в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.
Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой
и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с
разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;



организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих
видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности
подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Содержание учебного предмета
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических
методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о
небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История
развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,
полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение
звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелио- центрической системы мира. Конфигурации планет и условия
их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения
планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля
и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры,
болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии
Солнца. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных
полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физикохимические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и
расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет —
светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды.
Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон
смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (1ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики
и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у
других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Обобщение и повторение (резерв) (1 час)
Звездочкой помечен материал, который более подробной дан в
электронной форме учебника.
Примерный перечень наблюдений.
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и
весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

Календарно – тематическое планирование
Астрономия. Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. 34 ч.
№

Тема урока/раздела

урока

Кол-во
часов

Дата
План

Введение в астрономию – 2 часа
1

Предмет астрономии

1

2

Наблюдения – основа астрономии

1

Практические основы астрономии - 7 часов
3

Звезды и созвездия.

1

4

Небесные координаты и звездные

1

карты.
5

Видимое движение звезд на

1

различных географических широтах.
6

Годичное движение Солнца по небу.

1

Эклиптика.
7

Движение и фазы Луны.

1

8

Затмения Солнца и Луны.

1

9

Время и календарь.

1

Строение солнечной системы – 5 часов
10

Научная картина мира.

1

11

Конфигурация планет.

1

Синодический период.
12

Законы движения планет Солнечной

1

системы.
13

Определение расстояний и размеров

1

тел в Солнечной системе.
14

Движение небесных тел под

1

Факт

действием сил тяготения.
Природа солнечной системы – 7 часов

15

Общие характеристики планет.

1

16

Солнечная система как комплекс

1

тел, имеющих общее
происхождение.
17

Система Земля – Луна. Земля.

1

18

Луна.

1

19

Планеты земной группы

1

20

Марс.

1

21

Далекие планеты.

1

22

Малые тела солнечной системы.

1

Солнце и звезды -7 часов
23

Общие сведения о Солнце.

24

Строение

атмосферы

1
Солнца.

1

Солнечная активность.
25

Расстояния до звезд.

1

Годичный параллакс.
26

Спектры, цвет и температура звезд.

1

27

Двойные звезды.

1

28

Размеры звезд. Плотность вещества.

1

29

Переменные и нестационарные

1

звезды.
30

Новые и сверхновые звезды.

1

Строение и эволюция Вселенной – 2 часа
31

Наша Галактика.

1

32

Другие звездные системы галактики.

1

Жизнь и разум во Вселенной – 2 часа

33

Основы современной космологии.

1

34

Жизнь и разум во Вселенной.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».