Рабочая программа по литературному чтению на родном (кабардино- черкесском) языке для 2 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по кабардинской литературе для 2-го класса составлена на
основе Примерной образовательной программы по учебному предмету «Анэдэлъхубзэ»
(Литературное чтение на кабардино-черкесском языке) (далее – Программа) разработана
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования(утв. Приказом Министерством образования и науки РФ
от 06.10.2009 г. №373), а также на основе Примерной основной образовательной
программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол №1/15 от 8 апреля 2015г.).
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Анэдэлъхубзэ» (Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке)2
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов
России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность

к

прошлому,

настоящему

и

будущему

родного

края,

в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение
накопления

своего

и

видения

мира,

систематизации

индивидуальной

литературных

позиции

впечатлений,

посредством
разнообразных

по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к

разным

видам

искусства,

традициям

и

творчеству

своего

и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации,

в

том

числе

на

уроках

литературного

чтения

на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе

приемлемых

способов

речевого

самовыражения

и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление

и

бережное

отношение

к

результатам

труда,

навыки

участия

в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность

в

самостоятельной

читательской

деятельности,

саморазвитии

средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать

произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать

причинно-следственные

связи

в

сюжете

фольклорного

и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно

или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;
анализировать

и

создавать

текстовую,

видео-,

графическую,

звуковую,

информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать

устные

(описание,

рассуждение,

повествование)

и

письменные

(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

ошибок.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

совместной

деятельности:
формулировать

краткосрочные

и

долгосрочные

цели

(индивидуальные

с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по
её

достижению

(распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять

совместные

проектные

задания

по

литературному

чтению

на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ
на вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
знать названия изученных произведений, кратко пересказывать ихсодержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).

Содержание начального общего образования учебного предмета «Анэдэлъхубзэ»
(Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие кабардино-черкесской звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов) на слух, понимание текста, ответы на вопросы по
содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение самому
задать вопрос по содержанию прослушанного учебного, научно-познавательного и
художественного произведений.

Чтение
Чтение вслух. Правильное, осмысленное чтение. Соблюдение интонации и
орфоэпических норм. Развитие поэтического слуха. Работа над скоростью чтения.
Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений
(логического и др.), соответствующих смыслу текста
Чтение про себя. Понимание смысла прочитанного. Ответы на вопросы. Умение
находить в тексте необходимую информацию и дать характеристику героям
произведений.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному,
художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст
или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Виды читательской деятельности
Общее представление о тексте. Понимание заглавия текста. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Определение жанра художественного произведения, его темы,
главной мысли, сюжета. Деление текста на части. Умение озаглавливать каждую часть,
составлять вопросы, пересказывать. Установление причинно-следственных связей.
Составление рассказа по иллюстрациям. Практическое освоение умения отличать текст
от набора предложений. Прогнозирование содержания текста по ее названию и
оформлению.

Выразительное чтение. Чтение по ролям, инсценирование. Устное словесное
рисование. Составление собственного рассказа. Перевод слова, словосочетания,
предложения с родного языка на русский язык и с русского на родной. Работа с малым
фольклорным жанром. Умение составлять маленькие собственные рассказы, сказки по
заданному сюжету.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры,
народные сказки о животных, легенды, предания, сказки народов России и зарубежных
стран). Знакомство с детской литературой местных авторов. Основные темы детского
чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, временах года, школе и
школьниках, о животных, о дружбе, о славных представителях адыгского народа. Книги
разных жанров: художественная, научно-популярная, историческая, справочноэнциклопедическая, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
Стихотворение и проза, умение их различать, анализировать. Общее
представление о жанре (рассказ, стихотворение, басня, сказка). Определение малых
фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, детские игры, колыбельные
песни, сказки).
Библиографическая культура
Умение выбирать книгу из рекомендованного списка, находить оглавление,
определять автора, соотносить иллюстрации с содержанием текста. Приобретение
умений анализировать тексты, определять их жанр, тему, идею, элементы композиции,
средства художественной выразительности. Умение работать с художественными
текстами, научно-популярной, исторической, справочной, краеведческой литературой.
Творческая деятельность обучающихся
Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и его
использование. Создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние
природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в
устной или письменной речи.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение ключевых или опорных слов. Воспроизведение
текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Внеклассное чтение
Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению
и углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Совершенствование
навыков чтения учащихся, развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению
художественной литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее
структурой, видами, жанрами, темами. Формирование первичного представления об
особенностях произведений и творчества известных кабардинских, черкесских, русских
и зарубежных детских писателях. Формирование читательских умений, необходимых
для квалифицированной читательской деятельности. Формирование основы
читательской культуры, литературного вкуса младших школьников. Работа над
вдумчивым чтением, умением применять в процессе самостоятельного чтения все
знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения. Развитие
воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся. Знакомство с
книгой как источником получения различного вида информации и формирование
библиографических умений.
Устное народное творчество
Устное народное творчество широко используется как материал для обучения
грамоте, родному языку и словесности.
Систематизация знаний обучающихся о малых фольклорных жанрах адыгского
народного творчества и понятие «устное народное творчество», совершенствование
навыка чтения. Воспитание чувства гордости за свой народ, свою Родину. Расширение
углубление знаний обучающихся об окружающем мире. Формирование нравственного и
эстетического воспитания школьников, развитие устной речи и мышления.
Формирование элементов литературоведческих представлений.
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания
и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной
литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с
интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые
помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием своего народа, народов России и общечеловеческими ценностями для
развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать

мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное
произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как
источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с
некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка,
используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный
жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению
и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов.
Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к
творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста
по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение
опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
• прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
• различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;

• использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
• ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и
картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,
формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке
главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию
произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять
значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,
опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь
на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,
например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с
содержанием текста;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
• различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Ученик получит возможность научиться:
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
• высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
• устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
• составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Ученик научится:
• осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
• вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
• составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой;
• самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Ученик научится:
• распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
• отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного,
приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
• различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
• находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,

структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
• определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Ученик научится:
• создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
• восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
• составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
• составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Ученик получит возможность научиться:
• вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
• писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
• создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
• создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;

Анэдэлъхубзэмк1э 2-нэ классым и темэтическэ план
Урок
бжы
гъэр

1.

Темэхэр

Къагъырмэс Борис«Си щIыналъэ»

Сыхьэт
бжыгъэр
1

Урокыр
щекIуэкIыну
зэманыр
Щаджы Щаджар
нур
05.09.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.

Къуажэхьхэр.Псалъэжьхэр.
Нэщэнэхэр.ПынщIэрыпсалъэхэр.
Псысэ«Зы зимыIэм выжитI иIэт»
Мыкласс еджэныгъэ.Къармокъуэ
Хьэмид«Гуэдз хьэдзэ»
Къармокъуэ Хьэмид «Чэн-джэщ»
Абыт1э Владимир«Си бажэ»
Къэрмокъуэ Хьэмид «Хьэмрэ
Мыщэмрэ»
Жаным Борис «Къуалэбзу пшыналъэ»
К1уант1э 1эзид «Джэджьейм и
1эмалыр»
Гъубжокъуэ Лиуан «Гуэгушхэм
загъэгусащ»
Шорэ Хьэсэн «К1ущэ»
К1уант1э 1эзид «Лъапэху»
Мыкласс еджэныгъэ.Бжьыхьэ
Къагъырмэс Борис «Кхъужьей»
Щомахуэ Амырхъан «МыIэрысэ»
Гъубжокъуэ Лиуан «Шэрэдж
псыхъуэм къыщыхъуар»
Мыкласс еджэныгъэ.Гъубж Мухьэдин
«Iущ цIыкIу»
Шорэ Хьэсин «Гъунэгъу дадэ»
Къардэн Бубэ «Ныбжьэгъу пэж»
Нало Заур «Сыту уеджэну?»
ЩоджэнцIыкIу Алий «ЩIымахуэ»
Къардэн Бубэ «Уэсыр джэдыгущ»
ЩоджэнцIыкIу Iэдэм «ИлъэсыщIэ»
Шорэ Ахьмэд «ЩIыIэм сэ
сыщымышынэ»
Мыкласс еджэныгъэ.Нало Заур
«Лъэрыжэежэх»
Къэжэр Петр «IэщIагъэлI»
Нало Заур «Зулий и жыг»
Къардэн Бубэ «Си мамэ дыщэ»
Къэзан ФатIимэ «Тыгъэ»
Нало Заур «Лиуан и бдзэжьей ещэкIэр»
Къардэн Бубэ «Гъатхэ зэманыр»
Мыкласс еджэныгъэ.Къардэн Бубэ
«Гъатхэр къихьащ»
Щомахуэ Амырхъан«Гъатхэ,
къытхуеблагъэ»
Къэгъырмэс Борис «Лэгъу-пыкъу».

1

12.09.

1
1

19.09.
26.09.

1
1
1

03.10.
10.10.
17.10.

1
1

24.10.
07.11.

1

14.11.

1
1
1
1
1
1

21.11.
28.11.
05.12.
12.12.
19.12.
26.12.

1

09.01.

1
1
1
1
1
1
1

16.01.
23.01.
30.01.
06.02.
13.02.
20.02.
27.02.

1

05.03.

1
1
1
1
1
1

12.03.
19.03.
09.04.
16.04.
23.04.
30.04.

1

07.05.

1

14.05.

34.

Мыкласс еджэныгъэ.Нэгумэ Умар
«Си лъахэ»

1

28.05.

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
Мэлей Ф.Б. Кабардинская литература 2 класс. [Текст]: Учеб. пособие для
общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с.

Дополнительная литература, словари
Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэмщыIэ
гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /[зэхэзылъхьар Мэлэй
Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015– 477
Электронные ресурсы
Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения
21.06.2021).
Фонд сохранения и изучения родных языков народов РоссийскойФедерации //
URL:
https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
Единое
окно доступа к образовательным ресурсам. // URL:
http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (датаобращения
21.06.2021).
Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/(дата
обращения 21.06.2021).
Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал длядетей //
URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn--90aae3anv.xn-p1ai/ (дата обращения: 14.07.2021).

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».