Рабочая программа по родному (кабардино- черкесскому) языку для 4 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино- Балкарской Республики
Управление образования Терского муниципального района
МКОУ « СОШ имени А.Ж. Панагова с.п. Инаркой»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 4 класса

с.п.Инаркой 2023

Рабочая программа по кабардинскому языку для 4-класса составлена на основе Примерной
образовательной программы по учебному предмету «Адыгэбзэ» (Кабардино-черкесский язык
(родной))(далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования(утв. Приказом Министерством
образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373), а также на основе Примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию.
Всего 34 часа, 1- час в неделю.
Нормативно-правовыми документами реализации ФГОС являются:
 Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».


Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 31.12.2015 №1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской федерации от 6 октября 2009г.№373» (Зарегистрирован в Минюсте
России 02.02.2016 №40936).



«Санитарно-эпидемиологичесие требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID19)» СП 3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от 02.12.2020 N 39,от24.03.2021 N 10)

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
«Адыгэбзэ» (Родной (кабардино-черкесский) язык)
Личностные результаты:
• формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание
обучающимися своей принадлежности к адыгскому этносу и одновременно ощущение себя
гражданами многонационального государства, формирование патриотических ц енностей);
• овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и
традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
• формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к
природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
• развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать
конфликтные ситуации;
• формирование мотивации к учебной деятельности;
• умение формулировать цель деятельности, задачи, планировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку.
Метапредметные результаты:
• использование приобретенных на родном языке знаний для решения коммуникативных и
познавательных задач, для работы с различными источниками информации (словари,
энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д.);
• умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и условиях
общения;
• выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение составлять
письменные тексты;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные
языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
• умение работать с различными видами информации, использовать орфографические и
пунктуационные правила.

3

Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов, в том числе кабардино-черкесского
языка и литературы у учеников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные
и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«успешного ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­ познавательные и внешние мотивы;
• учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, друзей и сверстников, родителей и других
людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека
за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе реализации
социальной роли «успешного ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

4

Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения
задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)
и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;

5

• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание на родном языке (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

6

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных
признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его
описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски)для поиска
нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Предметные результаты:

7

• осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры народа;
• получение начальных представлений о нормах родного языка (орфографических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета;
• знание правил правописания;
• умение применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного
материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части слова, части речи, члены
предложения;
• умение работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное,
обобщать знания о языке и применять на практике, в том числе в различных коммуникативных
ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих предметных
результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения
итоговых проверочных работ.
Содержание начального общего образования по учебному предмету «Адыгэбзэ»
(Родной(кабардино-черкесский) язык)
Виды речевой деятельности
Слушание. Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы
на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладение нормами речевого этикета,
культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение монологическими
высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение
интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение необходимой информации
в тексте и ее обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку,
письменное изложение. Составление небольших описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных
звуков.
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами кабардино-черкесского языка.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к
определенной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Открытые и
закрытые слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знакомство с кабардиночеркесским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку
и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с

8

соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение
приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и
предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в
предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после мягкого слога или твердого;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных
звуков. Установление числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами кабардино-черкесского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Открытые и закрытые слоги. Постановка ударения.
Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Установление соотношения звуков и букв в слове.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками.
Лексика. Лексическое значение слова. Устойчивые сочетания слов. Работа с разными
словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Выделение в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения.
Предложение. Порядок слов в предложении (подлежащее предшествует сказуемому). Работа с
предложением. Связь слов в предложении. Интонация в предложении. Виды предложений по
цели высказывания.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема
и главная мысль текста. Виды текста. Части текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные и
неодушевленные
имена
существительные.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Множественное число имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и
грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста. Комплексная работа над
структурой текста, план текста. Составление небольших рассказов по серии сюжетных картин,
наблюдений, на основе опорных слов. Знакомство с основными видами сочинений (без
заучивания определений): сочинение-повествование, сочинение-описание.
В результате изучения курса кабардино-черкесского языка обучающиеся при получении
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого
общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное
эмоционально­ценностное отношение к родному языку, стремление к их грамотному
использованию, родной язык станет для учеников, как и русский, основой всего процесса

9

обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей.
В процессе изучения родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в
устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать родной язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Ученик на уровне 4 класса:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением
проверять написанное;
• получит первоначальные представления о системе и структуре родного языка: познакомится с
разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой),
морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать,
сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,
член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования
обще учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных
учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у учеников, освоивших программу 4 класса, будет
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении
изучения курса родного языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Ученик научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки кабардино-черкесского языка: гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
• пользоваться кабардино-черкесским алфавитом на основе знания последовательности
букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
Ученик получит возможность научиться пользоваться алфавитом на основе знания
последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в
различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать нормы кабардино-черкесского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Ученик научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень.
Ученик получит возможность научиться
• выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником
алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

10

• использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения
орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Ученик научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• подбирать близкие по значению слова для устранения повторов в тексте.
Ученик получит возможность научиться:
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Синтаксис»
Ученик научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
•
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
Ученик получит возможность научиться:
• находить в предложении главные члены.
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Ученик научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст;
• писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические
и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия раздела «Развитие речи»
Ученик научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение и аргументировать его;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
Ученик получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему.

11

Учебно-тематический план
№ Наименование темы

Общее количество часов

1

Макъхэмрэ, хьэрфхэмрэ

10

2
3
4

Псалъэ
Псалъэуха
Контрольных работ
Всего:

8
7
9
34ч

12

Календарнэ-тематическэ план
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Темэхэр

Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ.
Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр. Лъабжьэр.
Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр. Лъабжьэр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, граммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр.
Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.
Бзэм зегъэужьын. Изложенэ «Вак1уэдэк1».
Щыуагъэхэм елэжьыжын. Словарнэ диктант.
ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр.
Падеж к1эуххэм я тхык1эр.

Сыхьэ
Зэманыр
т
Щек1у
бжыгъ Щек1уэ
э
к1ынур
эр
к1ар
1
6.09.2023
1
13.09.2023
1
27.09.2023
1
04.10.2023
1
1
1
1
1
1

11.10.2023
18.10.2023
25.10.2023
8.11.2023
15.11.2023
22.11.2023

Падеж к1эуххэм я тхык1эр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, грамммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
Щыуагъэхэм елэжьын. Послелогым и мыхьэнэр абы и
къэк1уэк1эр.
Щыуагъэхэм елэжьын. Послелогым и мыхьэнэр абы и
къэк1уэк1эр.
Плъыфэц1э л1эужьыгъуэхэр, абыхэм падежк1э
зэрызахъуэжыр.
Плъыфэц1э л1эужьыгъуэхэр, абыхэм падежк1э
зэрызахъуэжыр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, грамммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ.

1
1

29.11.2023
06.12.2023

1

13.12.2023

1

20.12.2023

1

27.12.2023

1

10.01.2024

1
1

17.01.2024
24.01.2024
31.01.2024

ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Ейгъэ цIэпапщIэхэр.
Словарнэ диктант.Ц1эпапщ1эм теухуауэ яджар
къэпщытэжын.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, граммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
Унафэ щIыныгъэ глагол.
Унафэ щIыныгъэ глагол.

1
1
1

07.02.2024
14.02.2024
21.02.2024

1

28.02.2024

1
1

06.03.2024
13.03.2024

25
26
27
28
29
30
31
32

Глаголым и зэманхэр.
Къызэрапщытэ тетхык1ыныгъэ.
Глаголым и щхьэр.
Ет1уанэ щхьэ.
Глаголым я спряженэр.
Зэры-,щ1э-,мы-,ф1э- префиксхэм я тхык1эр.
Бзэм зегъэужьын. Изложенэ «Тхьэрыкъуэхъумрэ анэмрэ».
БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.

1
1
1
1
1
1
1
1

20.03.2024
03.04.2024
10.04.2024
17.04.2024
24.04.2024
02.05.2024
08.05.2024
15.05.2024

13

33
34

Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, грамм.лэжьыгъэ
щ1ыгъуу).

1
1

22.05.2024
29.05.2024

14

Календарнэ-тематическэ план
№

Темэхэр

Сыхьэт
бжыгъэр

1
2
3
4
5
6-7

Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ.
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр.
Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэ.
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр.
ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ
Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур

1
1
1
1
1
2

8-9

Плъыфэц1эм и мыхьэнэр.

2

10-11 Зэгъусэу къак1уэ щы1эц1эхэмрэ плъыфэц1эхэмрэ.

2

12
Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэ.
13-14 Щхьэ цIэпапщIэхэр.

1
2

15-16 Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр.

2

17
Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэ.
18-19 Глаголымк1э гурыIуэгъуэ.

1
2

20-21 Инфинитив.

2

22
23
24
25-26

Глаголым и зэманхэр
Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.
Япэ щхьэ.
Ещанэ щхьэ.

27
Глагол префиксхэмк1э гуры1уэгъуэ.
28-29 Псалъэпкъым а-мрэ э-мрэ зэрыщатхыр.
30
31
32
33
34

Щыуагъэхэм елэжьыжын.
БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Зэрабж бжыгъэц1эхэр.
Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр.
Къытегъэзэжыныгъэ.

1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1

Зэманыр
щек1уэ
щек1уэ
к1ынур
к1ар
07.09.2023
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023
09.11.2023
16.11.2023
23.11.2023
30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023
28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024
15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
21.03.2024
04.04.2024
11.04.2024
18.04.2024
25.04.2024
02.05.2024
16.05.2024
23.05.2024

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».