Аннотации к рабочей программе по географии для 5-9 классов

Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс
Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов основного общего
образования (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования. Программой по географии для 5-9 классов линии учебнометодических комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., Николиной
В.В., Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных
связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом
Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира;
•
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;
•
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном
этапе его развития с учетом исторических факторов;
•
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
•
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
•
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих
безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в
окружающей среде;
•
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о
сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
•
понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья
человека от географических условий проживания;
•
глубокое и всестороннее изучение географии России ее географического
положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
•
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения
традиции, использование приборов и техники),

способствующие изучению, освоению и сохранению географического
пространства;
•
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов,
проектов;
•
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты,
компьютерные программы, презентации);
•
выработка
у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности.
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование
УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией
профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
География.5-6 классы: учеб. для образовательных организаций. А.И. Алексеев и др.М: Просвещение,2020
География 7класс: учеб. для общеобразовательных. организаций.А.И. Алексеев и др. –
М.: Просвещение, 2020
География 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.И. Алексеев и др. –
М.:» Просвещение, 2021
География. 9 класс: учеб. для общеобразовательныхорганизаций.А.И.Алексеев,
В.В.Николина, Е.К.Липкина. -М.: Просвещение ,2022
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на
этапе основного общего образования в объѐме 272 часа. На изучение курса «география»
в 5 классе 34часа (1 час в неделю),
в 6 классе -34 часа (1 час в неделю),
в 7- 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе 68часов (2 часа в неделю);
в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать

этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы,населения и хозяйства Земли, материков,
их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического
пространства, еѐ месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой
среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости
ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории с
собственными интересами и возможностями.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта);
• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую
модель;
• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, приборы, компьютер);
• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет);
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина,• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в
классной и индивидуальной учебной деятельности;
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина,
Познавательные УУД
формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая
основания икритерии;
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою

мысль
Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах
являются следующие умения:
5 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения
окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую
информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристики компонентов природы
6 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира;
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- - объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры;
выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
• использование географических умений: - находить в различных источниках и
анализировать географическую информацию; -составлять описания различных
географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
7 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой
геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и
высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и
отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном
уровнях
• использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для
объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические
проблемы на разных материках и в океанах.
• использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах.
• понимание смысла собственной действительности:
8 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия
общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного
развития
- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия
общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических

преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и
географических районов.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров
производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль
России в мире.
использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
• использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических
структур, национальным проектам и государственной региональной политике
Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и
индивидуальные формы организации процесса обучения, практические работы.
Основными формами контроля при реализации учебной программы являются:
входной контроль вначале и в конце четверти, текущий – в форме
устного,фронтального опроса, итоговые практические работы, тесты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».