Аннотация к рабочей программе по географии 5-9 класс Рабочая программа по географии для обучающихся 5-9 классов основного общего образования (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программой по географии для 5-9 классов линии учебнометодических комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде; • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • глубокое и всестороннее изучение географии России ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости; • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации); • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах: Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы: География.5-6 классы: учеб. для образовательных организаций. А.И. Алексеев и др.М: Просвещение,2020 География 7класс: учеб. для общеобразовательных. организаций.А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2020 География 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.И. Алексеев и др. – М.:» Просвещение, 2021 География. 9 класс: учеб. для общеобразовательныхорганизаций.А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. -М.: Просвещение ,2022 Место учебного предмета «География» в учебном плане Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на этапе основного общего образования в объѐме 272 часа. На изучение курса «география» в 5 классе 34часа (1 час в неделю), в 6 классе -34 часа (1 час в неделю), в 7- 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе 68часов (2 часа в неделю); в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю) Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции: • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); • осознание целостности природы,населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; • представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире; • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - гармонично развитые социальные чувства и качества: • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории с собственными интересами и возможностями. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД : - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; - умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, компьютер); • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • в ходе представления проекта давать оценку его результатам; • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, Познавательные УУД формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания икритерии; Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах являются следующие умения: 5 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. • использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристики компонентов природы 6 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации. - • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира; - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - - объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах. • использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. • использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов. 7 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий. • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки; - выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения; - объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; - определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран; - устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях • использование географических умений: - анализировать и оценивать информацию географии народов Земли; - находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах. • использование карт как моделей: - различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах. • понимание смысла собственной действительности: 8 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного развития - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов. • понимание смысла собственной действительности: - формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию; - выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. 9 класс • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований; - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; - объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов. • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - определять причины и следствия геоэкологических проблем; - приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; - оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире. использование географических умений: - прогнозировать особенности развития географических систем; - прогнозировать изменения в географии деятельности; - составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. • использование карт как моделей: - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; - определять по картам местоположение географических объектов. • понимание смысла собственной действительности: - формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию; - выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике Основные методы и формы организации процесса обучения При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения, практические работы. Основными формами контроля при реализации учебной программы являются: входной контроль вначале и в конце четверти, текущий – в форме устного,фронтального опроса, итоговые практические работы, тесты.