ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несѐт в себе музыка. Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путѐм. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приѐмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве; формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования; формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты; изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времѐн и народов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерѐдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями): инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»; модуль № 3 «Музыка в жизни человека» вариативные: модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5 «Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра и кино»; модуль № 7 «Современная музыкальная культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота» Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счѐт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счѐт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением внеурочной деятельности образовательной организации. плана Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки в 3 классе – 17 часов (0.5 часов в неделю). При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Инвариантные модули Модуль № 1 «Народная музыка России» Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит. Край, в котором ты живѐшь Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящѐнных своей малой родине, песен композиторовземляков; диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края; вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта. Русский фольклор Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров; участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ѐжка», «Заинька» и другие); сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным народным песням; Русские народные музыкальные инструменты Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов; вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках. Сказки, мифы и легенды Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой сказывания нараспев; слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев; в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям; вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины. Жанры музыкального фольклора Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей; определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Народные праздники Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах). Виды деятельности обучающихся: знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации; разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далѐких регионов Российской Федерации); вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника; посещение театра, театрализованного представления; участие в народных гуляньях на улицах родного города, посѐлка. Первые артисты, народный театр Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Виды деятельности обучающихся: чтение учебных, справочных текстов по теме; диалог с учителем; разучивание, исполнение скоморошин; вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка. Фольклор народов России Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространѐнным чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации; определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах; вариативно: исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящѐнные музыкальному творчеству народов России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении фольклористики; чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора; слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций; определение приѐмов обработки, развития народных мелодий; разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке; сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте; обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения; вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи. Модуль № 2 «Классическая музыка» Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощѐнную в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Композитор – исполнитель – слушатель Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Виды деятельности обучающихся: просмотр видеозаписи концерта; слушание музыки, рассматривание иллюстраций; диалог с учителем по теме занятия; «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз); освоение правил поведения на концерте; вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение концерта классической музыки. Композиторы – детям Содержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Виды деятельности обучающихся: слушание музыки, определение основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором; подбор эпитетов, иллюстраций к музыке; определение жанра; музыкальная викторина; вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера. Оркестр Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром. Виды деятельности обучающихся: слушание музыки в исполнении оркестра; просмотр видеозаписи; диалог с учителем о роли дирижѐра, «Я – дирижѐр» – игра-имитация дирижѐрских жестов во время звучания музыки; разучивание и исполнение песен соответствующей тематики; вариативно: знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры. Музыкальные инструменты. Фортепиано Содержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Виды деятельности обучающихся: знакомство с многообразием красок фортепиано; слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов; «Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя; демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами); вариативно: посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая подсчѐт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей). Музыкальные инструменты. Флейта Содержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси). Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов; слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов; чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Виды деятельности обучающихся: игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов; разучивание, исполнение песен, посвящѐнных музыкальным инструментам; вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нѐм. Вокальная музыка Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Виды деятельности обучающихся: определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов; знакомство с жанрами вокальной музыки; слушание вокальных произведений композиторов-классиков; освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений; вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона; проблемная ситуация: что значит красивое пение; музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов; разучивание, исполнение вокальных произведений композиторовклассиков; вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов. Инструментальная музыка Содержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки; слушание произведений композиторов-классиков; определение комплекса выразительных средств; описание своего впечатления от восприятия; музыкальная викторина; вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря музыкальных жанров. Программная музыка Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений программной музыки; обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором; вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе. Симфоническая музыка Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Виды деятельности обучающихся: знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов; определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра; слушание фрагментов симфонической музыки; «дирижирование» оркестром; музыкальная викторина; вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве оркестра. Русские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы; чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма. Европейские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы; чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма. Мастерство исполнителя Содержание: Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки; изучение программ, афиш консерватории, филармонии; сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов; беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»; вариативно: посещение концерта классической музыки; создание коллекции записей любимого исполнителя. Модуль № 3 «Музыка в жизни человека» Главное содержание данного модуля рефлексивного исследования обучающимися сосредоточено вокруг психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщѐнные жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. Красота и вдохновение Содержание: Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека; слушание музыки, концентрация на еѐ восприятии, своѐм внутреннем состоянии; двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку»; выстраивание хорового унисона – вокального и психологического; одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижѐра; разучивание, исполнение красивой песни; вариативно: разучивание хоровода Музыкальные пейзажи Содержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений программной музыки, посвящѐнной образам природы; подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная импровизация, пластическое интонирование; разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, еѐ красоте; вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; играимпровизация «Угадай моѐ настроение». Музыкальные портреты Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящѐнной образам людей, сказочных персонажей; подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения; разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки; вариативно: рисование, лепка героя музыкального произведения; играимпровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов. Какой же праздник без музыки? Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении музыки на празднике; слушание произведений торжественного, праздничного характера; «дирижирование» фрагментами произведений; конкурс на лучшего «дирижѐра»; разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику; проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка; вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа». Танцы, игры и веселье Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Виды деятельности обучающихся: слушание, исполнение музыки скерцозного характера; разучивание, исполнение танцевальных движений; танец-игра; рефлексия собственного эмоционального состояния после участияв танцевальных композициях и импровизациях; проблемная ситуация: зачем люди танцуют; ритмическая импровизация в стиле определѐнного танцевального жанра; Музыка на войне, музыка о войне Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы. Виды деятельности обучающихся: чтение учебных и художественных текстов, посвящѐнных песням Великой Отечественной войны; слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с историей их сочинения и исполнения; обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне? Главный музыкальный символ Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации; знакомство с историей создания, правилами исполнения; просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов; чувство гордости, понятия достоинства и чести; обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны; разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы. Искусство времени Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Виды деятельности обучающихся: слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения; наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки; проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека; вариативно: программная ритмическая импровизация «Поезд», «Космический корабль». или инструментальная ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. 2) в области духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. 3) в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. 6) в области трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 7) в области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы); находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий: 1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. 2) вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 3) совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментахпри исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящѐнные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать еѐ жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и другие. К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится: различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трѐхчастную и трѐхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живѐшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели» 1 1.2 Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» 1 1.3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии 1 1.4 Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла» 1 1.5 Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 марийская народная песня 1.6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай «Песни горных и луговых мари» Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 6 Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова 1 2.2 Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. РимскийКорсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки» 1 2.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского 1 2.4 Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 из кантаты «Александр Невский» 2.5 Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского 1 2.6 Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты) 1 2.7 Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» 1 2.8 Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в оперебылине «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова 1 Итого по разделу 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Край, в котором ты живѐшь 1 0 0 12.01 2 Русский фольклор 1 0 0 19.01 3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни 1 0 0 26.01 4 Жанры музыкального фольклора 1 0 0 02.02 5 Фольклор народов России 1 0 0 09.02 6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов 1 0 0 16.02 7 Композитор – исполнитель – слушатель 1 0 0 01.03 8 Композиторы – детям 1 0 0 15.03 9 Музыкальные инструменты. Фортепиано 1 0 0 22.03 10 Вокальная музыка 1 0 0 05.04 11 Инструментальная музыка 1 0 0 12.04 12 Русские композиторы-классики 1 0 0 19.04 13 Европейские композиторыклассики 1 0 0 26.04 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9668a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e92d78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e946aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e96b94 14 Мастерство исполнителя 1 0 0 03.05 15 Музыкальные пейзажи 1 0 0 10.05 Библиотека ЦОК 16 Танцы, игры и веселье 1 0 0 17.05 17 [Музыка на войне, музыка о войне 1 0 0 24.05 17 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/f5e92bb6 https://m.edsoo.ru/f5e986ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a35116