Дополнительная общеобразовательная программа по географии Молодой эколог

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА А.Ж. ПАНАГОВА
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИНАРКОЙ»

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естественно-научной направленности
«Молодой эколог»
( с использованием оборудования центра «Точка роста»)

Направленность программы: естественно - научная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Адресат: от 12- 14 лет (7-9 кл.)
Срок реализации программы: 1 год, 68 часов
Форма обучения: очная
Автор: Керефов Рустам Русланович-педагог дополнительного образования

с.п.Инаркой, 2022

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является
насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества.
По мнению ученых оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым
звеном является экологическое воспитание детей в школьных учреждениях.
Программа «Молодой Эколог» осуществляется на основе комплексного
подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по ознакомлению
школьников с природой с помощью игровой, изобразительной и
исследовательской деятельности. Занятия по экологии включают элементы
театрализации, конструирование, рисование, постановку и проведение
опытов, выполнение анализа проведенной работы и построение выводов. Это
дает дополнительные возможности для экологического воспитания
школьников, а также сотрудничества всех педагогов школьного учреждения.
Направленность программы – экологическая.
Уровень программы – базовый.
Вид программы: модифицированная
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана
программа:
Организация
образовательного
процесса
по
программе
регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
• Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ
от 30.11.2016 г.;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональной
системы
дополнительного образования детей»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом РФ от 28.08.2018 г. № 25016);

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
• Методические рекомендации по разработке и реализации
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые и
модульные), разработанные Региональным модельным центром от 2021 г.;

Приказ Управления образования местной администрации
Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от
31.08.2021 г. №94 «Об утверждении программы персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Терском
муниципальном районе».
 Постановление
главы
местной
администрации
Терского
муниципального района от 14.09.2020 г. №586-п «Об утверждении Положения
о персонифицированном дополнительном образовании детей в Терском
муниципальном районе».
• Устав МКОУ СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой.
Актуальность данной программы связана с все более
обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и
состоянием окружающей среды, изменениями в ней. Дети не только
познакомятся с экологическими правилами, но научатся учитывать их в
своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть
природы, а не его хозяин.
Новизна занятий заключается в деятельности самих учащихся, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности.
Отличительная особенность:
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и
практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего
усвоения материала.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым
обучающимся с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются
знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.

Педагогическая целесообразность программы
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не
только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в
роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата,
устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Адресат общеразвивающей программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Молодой Эколог»
предназначена для детей в возрасте 12-14 лет, без ограничений возможностей
здоровья. Формы занятий групповые, количество обучающихся в группе -15
человек. Состав групп постоянный.
Место проведения занятий: МКОУ СОШ им. А.Ж. Панагова с.п.
Инаркой
Срок реализации: 1 год, 68 часов.
Режим занятий: длительность одного занятия составляет 1
академический час, периодичность занятий - 2 раза в неделю.
Наполняемость группы: Группа формируется из обучающихся 12-14
лет. Состав группы обучающихся- постоянный, 15 человек. При наличии
освободившихся мест возможен прием детей в течении курса.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Форма занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы,
ролевые игры, конкурсы, викторины.
Групповая работа проводится во время теоретических занятий. Каждая
тема сопровождается наглядной демонстрацией алгоритмов использования
экологических приборов и методов решения поставленных задач. Учебный
процесс организуется на основе постепенного усложнения учебного
материала, как теоретического, так и практического.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации образовательной деятельности - групповая.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования логического и дедуктивного мастерства учащихся.
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному достоянию человечества.
Задачи:
Личностные результаты:
 Сформировать у школьников знания основ экологии;
 Научить использовать полученные знания об экологии;

Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку
зрения;
 Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы
не причинить вреда окружающей среде;
 Воспитать чувство бережного отношения к природе.


Предметные результаты:

развить умение производить логические операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
•
сформировать эмоциональное отношения к эстетической стороне
экологии;
•
сформировать творческие качества личности (быстрота, гибкость,
оригинальность, точность).
Метапредметные результаты:
•
сформировать
адекватность
самооценки,
самообладания,
выдержки, воспитания.
Содержание общеразвивающей программы

№
1
2
3
4

Тема
занятия
Введение. Техника
безопасности.
Цель и задачи
программы
Среда обитания.
Водная среда.
Наземно-воздушная
среда.

Учебный план
Всего теория практика Форма
часов
аттестации/контроля
2
2
Беседа.
Беседа. Викторина.

1

1

2

1

1

2

1

1

5

Почвенная среда.

2

1

1

6

Экологические
факторы.
Свет как
абиотический
фактор
Вода как
абиотический
фактор

4

2

2

3

1

2

3

1

2

7

8

Тест на знание
материала темы.
Совместная игра. Тест
на знание материала
темы.
Совместная игра. Тест
на знание материала
темы.
Беседа, Совместная
игра. Экскурсия.
Беседа, Работа в
лаборатории.
Беседа, Работа в
лаборатории.

Температура как
абиотический
фактор
10 Деятельность
человека как
экологический
фактор
11 Природные ресурсы
и их рациональное
использование
12 Вода в природе.

3

1

2

Беседа, Работа в
лаборатории.

4

1

3

Беседа, Работа в
лаборатории, поход.

2

1

1

Беседа, тестирование.

2

1

1

13 Подготовка к
проектной работе
«Чистый Мир»
14 Проектная работа
«Чистый Мир»
15 Экологическая
ситуация Кавказа
16 Пути улучшения
Экологической
ситуации Кавказа
17 Экология человека

4

2

2

Беседа, Работа в
лаборатории, поход.
Беседа, Экскурсия,
Викторина.

2

2

2

1

2

2

1

1

18 Подготовка к
проектной работе
«ЗОЖ»
19 Проектная работа
«ЗОЖ»
20 Поведение и
сознание.
21 Особенности
психологической
деятельности
человека.
22 Биологические
механизмы работы
мозга человека.
23 Адаптация флоры и
фауны к
деятельности
человека.

4

2

2

2

2

1

1

Беседа. Викторина.

2

1

1

Тест на знание
материала темы.

2

1

1

Беседа. Викторина.

4

2

2

9

Презентации проектов
1

Беседа, Экскурсия.
Тест на знание
материала темы.
Беседа. Викторина.
Беседа. Викторина.

2

Беседа, Экскурсия,
Викторина.
Презентации проектов

Экскурсия. Работа в
лаборатории.

24 Подготовка к
проектной работе
«Животный мир
КБР»
25 Проектная работа
«Животный мир
КБР»
26 Биосфера и человек

2

1

2

2

2

1

1

27 Стратегия
устойчивого
развития
28 Итоговое занятие.

4

2

2

1

Беседа, Экскурсия,
Викторина.
Презентации проектов
Беседа, Работа в
лаборатории, поход.
Тест на знание
материала темы. поход.
Тестирование.

1

Итого

68

37

31

Содержание учебного плана
Тема 1. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Введение. Знакомство с детьми. Постановка задач
на год.
Занятие 2. Теория. Техника безопасности. Ознакомление с правилами
техники безопасности.
Тема 2. 1 час.
Занятие 1. Теория. Цель и задачи программы. Ознакомление с целями
и задачами курса экологии.
Тема 3. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Среда обитания. Водная среда. Ознакомление с
водной средой обитания. Проведение теста на знание материала темы.
Занятие 2. Практика.

Поход к источникам местного ручья,

исследование русла на наличие антропогенного воздействия.
Тема 4. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Наземно-воздушная среда.

Ознакомление с

Наземно-воздушной средой обитания. Проведение теста на знание материала
темы.

Занятие 2. Практика. Поход по памятным местам села, исследование
на наличие антропогенного воздействия и наличие мусора.
Тема 5. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Почвенная среда. Ознакомление с Почвенной
средой обитания. Проведение теста на знание материала темы.
Занятие 2. Практика. Поход на плодородные места села, исследование
на наличие антропогенного воздействия и наличие мусора.
Тема 6. 4 часа.
Занятие 1. Теория. Экологические факторы. Беседа, Совместная
игра.
Занятие 2. Теория. Экологические факторы. Проведение теста на
знание материала темы.
Занятие 3. Практика. Поход к местному лесу.
Занятие 4. Практика. Работа в лаборатории. Анализ полученных
знаний.
Тема 7. 3 часа.
Занятие 1. Теория. Свет как абиотический фактор. Изучение нового
материала. Беседа, Совместная игра.
Занятие 2. Практика. Анализ различных источников света.
Занятие 3. Практика. Анализ влияния УФ-лучей на человека.
Тема 8. 3 часа.
Занятие 1. Теория. Вода как абиотический фактор. Изучение нового
материала. Беседа, Совместная игра.
Занятие 2. Практика. Анализ различных источников воды.
Занятие 3. Практика. Изучение содержания химических примесей в
воде из разных источников.
Тема 9. 3 часа.
Занятие 1. Теория. Температура как абиотический фактор.
Изучение нового материала. Беседа, Совместная игра.

Занятие 2. Практика. Измерение температуры воздуха, воды и почвы в
разных местах.
Занятие

3.

Практика.

Построение

выводов

по

взаимосвязи

температуры разных сред в разные моменты времени.
Тема 10. 3 часа.
Занятие 1. Теория. Деятельность человека как экологический
фактор. Изучение нового материала. Беседа, Совместная игра.
Занятие 2. Практика. Экскурсия по местности с целью выявления
прямого воздействия деятельности человека на природу и экологию.
Занятие

3.

Практика.

Построение

выводов

по

взаимосвязи

деятельности человека и экологического фона региона.
Тема 11. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Природные ресурсы и их рациональное
использование. Изучение нового материала. Беседа, Совместная игра.
Занятие 2. Практика. Беседа в группе с целью освоения пройденного
материала, предложение новых путей по рационализации природных
ресурсов.
Тема 12. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Вода в природе. Изучение нового материала.
Беседа, Совместная игра. Викторина.
Занятие 2. Практика. Беседа в группе с целью освоения пройденного
материала.
Тема 13. 4 часа.
Занятие 1. Теория. Подготовка к проектной работе «Чистый Мир».
Беседа, Совместная игра. Беседа в группе.
Занятие 2. Теория. Подготовка материалов проектной работы.
Занятие 3. Практика. Работа над проектной работой «Чистый Мир».
Занятие 4. Практика. Работа над проектной работой «Чистый Мир».
Тема 14. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Проектная работа «Чистый Мир». Презентации
проектных работ.

Занятие 2. Теория. Проектная работа «Чистый Мир». Презентации
проектных работ.
Тема 15. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Экологическая ситуация Кавказа. Изучение
нового материала. Беседа, Совместная игра.
Занятие 2. Практика. Поход к местному лесу.
Тема 16. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Пути улучшения Экологической ситуации
Кавказа. Беседа в группе с целью выявления наиболее приемлемых путей
улучшения экологической ситуации Кавказского региона.
Занятие 2. Теория. Беседа в группе с целью выявления наиболее
приемлемых путей улучшения экологической ситуации Кавказского региона.
Тема 17. 1 час.
Занятие 1. Теория. Экология человека. Изучение нового материала.
Беседа, Совместная игра. Викторина.
Тема 18. 4 часа.
Занятие 1. Теория. Подготовка к проектной работе «ЗОЖ».
Изучение нового материала. Беседа.
Занятие 2. Теория. Совместная игра. Викторина.
Занятие 3. Практика. Работа над проектной работой «ЗОЖ».
Занятие 4. Практика. Работа над проектной работой «ЗОЖ».
Тема 19. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Проектная работа «ЗОЖ». Презентации
проектных работ.
Занятие 2. Теория. Проектная работа «ЗОЖ». Презентации
проектных работ.
Тема 20. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Поведение и сознание. Изучение нового
материала. Беседа.
Занятие 2. Практика. Совместная игра. Викторина.
Тема 21. 2 часа.

Занятие 1. Теория. Особенности психологической деятельности
человека. Изучение нового материала. Беседа.
Занятие 2. Практика. Совместная игра. Викторина.
Тема 22. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Биологические механизмы работы мозга
человека. Изучение нового материала. Беседа.
Занятие 2. Практика. Совместная игра. Викторина.
Тема 23. 4 часа.
Занятие 1. Теория. Адаптация флоры и фауны к деятельности
человека. Изучение нового материала. Беседа.
Занятие 2. Теория. Беседа в группе с целью освоения пройденного
материала.
Занятие

3.

Практика.

Построение

выводов

по

взаимосвязи

по

взаимосвязи

деятельности человека и экологического фона региона.
Занятие

4.

Практика.

Построение

выводов

деятельности человека и экологического фона региона.
Тема 24. 4 часа.
Занятие 1. Теория. Подготовка к проектной работе «Животный
мир КБР». Беседа, Совместная игра. Беседа в группе.
Занятие 2. Теория. Подготовка материалов проектной работы.
Занятие 3. Практика. Работа над проектной работой «Животный Мир
КБР».
Занятие 4. Практика. Работа над проектной работой «Животный Мир
КБР».
Тема 25. 2 часа
Занятие 1. Теория. Проектная работа «Животный мир КБР».
Презентации проектных работ.
Занятие 2. Теория. Проектная работа «Животный мир КБР»
Презентации проектных работ.
Тема 26. 2 часа.
Занятие 1. Теория. Биосфера и человек. Изучение нового материала.
Беседа.

Занятие 2. Практика. Совместная игра. Викторина.
Тема 27. 4 часа.
Занятие 1. Теория. Стратегия устойчивого развития. Изучение
нового материала. Беседа.
Занятие 2. Теория. Беседа в группе с целью освоения пройденного
материала.
Занятие 3. Практика. Экскурсия по местности.
Занятие

4.

Практика.

Построение

выводов

по

взаимосвязи

деятельности человека и экологического фона региона.
Тема 28. 1 час.
Занятие 1. Теория. Итоговое занятие. Тестирование, обсуждение
полученных навыков и умений.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будут/будет:
 Сформированы знания основ экологии;
 навыки использования полученных знаний об экологии;
 навыки отстаивать свою точку зрения;
 Сформировано умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы
не причинить вреда окружающей среде;
 Воспитано чувство бережного отношения к природе.
Предметные результаты:

развито умение производить логические операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
•
сформировано эмоциональное отношения к эстетической стороне
экологии;
•
сформированы творческие качества личности (быстрота, гибкость,
оригинальность, точность).
Метапредметные результаты:
•
сформирована
адекватность
самооценки,
самообладания,
выдержки, воспитания.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации общеразвивающей программы
Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

обучения

начала

окончания

учебных

учебных

учебного

учебного

недель

часов в год

года

года

1

31 мая

34

68

2023-2024

Количество Количество

сентября

Режим
занятий

1 раз в
неделю

базовый

по 2 часа

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и
стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы.
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена
санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по
профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее
оборудование:
•

Учебный кабинет;

•

Столы;

•

Стулья;

• Цифровая лаборатория по экологии;
• Ноутбук;
• Дидактический материал.

Методы работы
•

беседа;

•

практическая работа;

•

викторины;

•

экскурсии;

•

тестирование;

•

Работа с цифровой лабораторией;

•

Практические занятия с природным материалом.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Образовательный процесс осуществляется в очной форме.

Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.
Организации учебно-воспитательного процесса:





исследовательские,
практические,
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые
сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение,
демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных
по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ
учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу.
Большое внимание уделяется практическим работам.
Формы аттестации / контроля
•
•
•

Беседы
Викторины
Тестирование

•

Решение логических задач
Оценочные материалы

•

проводится мониторинг уровня знания,
приобретенных обучающимся за учебный год.

умения,

навыков,

Список литературы.
Для педагогов:
1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для
СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д.
Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.
— 190 с.
2. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник
и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В.
Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
— 188 с.
3. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей:
учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена»,
2010. – 135 с.
4. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия,
экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
5. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных
курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и
упражнения / О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир:
ВКТ, 2008. – 192 с. – (В помощь учителю).
Для обучающихся:
1. Атлас природы / Перевод с франц. Е. В. Козловой. – Смоленск : Русич
, 2000. – 125 с
2. Дроздов Н. Н. Охрана природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. :
Мнемозина, 2012. – 64 с. : ил. – (Живая природа с Николаем Дроздовым).
3. Лукашенец Д. А. Красная книга : исчезнувшие животные Земли / Д.
Лукашенец, Е. Лукашенец. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с. : ил. – (Красная
книга для больших и маленьких).

Электронные ресурсы:
1. Международный
Социально-экологический
Союз : [Сайт]./ Международный Социально-экологический Союз. – М., 2011. URL : http://www.seu.ru/members.
2. Forest.ru.
Все
о
российских
лесах : [Сайт
российских
неправительственных организаций, занимающихся проблемами лесов].
М., 2011. - URL : http://www.forest.ru/links-r.html.
3. Rukzak.ru : [Сайт для любителей путешествий]. – СПб., 2011. URL : http://www.rukzak.ru/nature.htm

Аннотация
Сегодня уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно
важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение
приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое
загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не
менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог,
самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные
техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с
конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве,
жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного
взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание
вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы,
которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к
природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней
потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или
жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание
школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним
из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается
формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее
организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании
учебной деятельности с внеклассной работой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».