Рабочая программа учебного курса по функциональной граммотности для 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА А.Ж. ПАНАГОВА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ИНАРКОЙ» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
для 9 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Керефов Рустам Русланович
Учитель географии

с.п. Инаркой 2023г.

Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в
конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в
обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей
связь
образования (в
первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями,
необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является
PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в
своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность
знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для
повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства
выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач,
но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность

проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и
2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты
оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным
индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во
взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы
в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 8 класса как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
(читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотностью;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых
ситуациях,
способствующих
улучшению
финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
9 класс Уровень анализа и синтеза:

Читательская грамотность: анализирует и интегрирует информацию, полученную из
текста.
Математическая грамотность: формулирует математическую проблему на основе
анализа ситуации.
Естественно-научная грамотность: распознает и исследует личные, местные,
национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном
Контексте.
Финансовая грамотность: анализирует информацию в финансовом контексте.
Личностные
Читательская
9 класс

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических
естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с
норм морали и
позиции норм
общечеловечесморали и
ких ценностей
общечеловеческих ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной
деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая
и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля
из расчета одного часа в неделю.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – 34, т.е
по 1 часу в неделю:
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
В 8 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте.
Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в

единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и
глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами
анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577
рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности,
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования с учетом основных
программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают
целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока),
рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года
обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах,
предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего
образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
9 класс
№ Тема занятия

1. Что такое налоги и почему мы их должны
платить?
2. Виды налогов. Подоходный налог. Какие
налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и
налоговые
льготы.
3. Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?
4. Виды социальных пособий. Если человек
потерял
работу.
5. История возникновения банков. Как
накопить,
чтобы купить? Всё про кредит.
6. Вклады:
как
сохранить
и
приумножить? Пластиковая карта –
твой безопасный Банк в
кармане.

Всего Теория Практика
часов,
1 час в
неделю

Формы деятельности

1

0,5

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

1

1

1

0,5

0,5

2

1

1

1

0,5

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

0,5

0,5

Проект, игра.

Круглый стол, игра.
Игра, круглый стол, дискуссии.
Круглый стол, игра, квест.

Итого
8
4
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
9 класс
№ Тема занятия

Всего
часов,

Теория

Практика

Формы деятельности

1 час в
неделю
1. Определение основной
темы и
идеи в
лирическом произведении. Поэтический текст
как источник информации.
2. Сопоставление
содержания текстов
публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.

1

0,5

0,5

Беседа, конкурс.

2

1

1

Работа в парах.
Беседа, круглый стол,
ролевая игра.

3. Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

1

0,5

0,5

4. Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).

1

0,5

0,5

Квест, дискуссия,
круглый стол.

5. Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для
анализа.

1

0,5

0,5

Деловая игра.

6. Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи.

Квест, круглый стол.

1
0,5

0,5

7. Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.

1

0,5

0,5

Итого

8

4

4

Деловая игра.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
9 класс
№ Тема занятия

1. Арифметические и алгебраические
выражения:
свойства операций и принятых
соглашений.
2. Моделирование изменений
окружающего мира
с помощью линейной функции.
3. Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на
совместную работу.

Всего Теория Практи Формы деятельности
часов,
ка
1 час в
неделю
1
0,5
0,5 Обсуждение, практикум.

1

0,5

0,5

Исследовательская работа,
урокпрактикум.

1

0,5

0,5

Обсуждение, урокпрактикум.

1

0,5

0,5

Обсуждение, урокпрактикум, урокисследование.

1

0,5

0,5

Урок-игра, урокисследование.

6. Элементы теории множеств как
объединяющее основание многих
направлений математики.
7. Статистические явления,
представленные в
различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы.
8. Решение геометрических задач
исследовательского характера.

1

0,5

0,5

Урок-исследование.

1

0,5

0,5

Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра.

1

0,5

0,5

Итого

8

4

4

4. Геометрические задачи на построения
и на изучение свойств фигур,
возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания.
5. Решение задач на вероятность
событий в реальной жизни.

Проект, исследовательская
работа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
9 класс
№ Тема занятия

Всего Теория Практика
часов,

Формы деятельности

1 час в
неделю
Структура и свойства вещества
Почему
все
тела нам
кажутся
сплошными:
1. молекулярное строение твёрдых тел,
жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение

1

0,5

0,5

2. Механическое движение. Инерция

0,5

0,5

0

Закон Паскаля. Гидростатический
парадокс.
Деформация тел. Виды деформации.
Усталость
3. материалов.

0,5

0

0,5

1

0,5

0,5

Беседа. Демонстрация
моделей.

Демонстрация моделей.
Лабораторная работа.
Посещение
производственных
или научных лабораторий с
разрывными машинами и
прессом.

Земля, мировой океан
Атмосферные явления. Ветер.
4. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав
воды морей и океанов. Структура
5. подводной сферы. Исследование океана.
Использование подводных
дронов.
Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений.
6. Внешнее строение дождевого червя,
моллюсков,
насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские
7. рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы.
Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0

0
0,5

0,5

0,5

0

0,5

0

0,5

1

Проектная деятельность.

Оформление коллажа.
Создание журнала «Музей
фактов».

Проведение рубежной аттестации.

1

0

1

Итого

8

3,5

4,5

Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».