Рабочая программа внеурочной деятельности Школьный театр для 1-4 классов

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа
составлена
в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, примерной программы основного общего образования
МБОУ Зарубинская ООШ,
в соответствии с учебным планом МБОУ
Зарубинская ООШ. При разработке программы были использованы учебнометодические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович,
Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.
Цель программы: Обучение каждого ребёнка
осмысленной
интонационной выразительной речи и чтению; развитие познавательных и
творческих способностей учащихся через искусство художественного слова,
театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по
сценическому мастерству.
Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со
сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со
своими действиями.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Задачи программы:
- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.
- Общая характеристика курса
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его
таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное
настроение. Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются
эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за
победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного
мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и
правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр
игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и
художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка.
Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их
кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи,
умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо
сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
2

Актуальность данной программы состоит в том, что младший школьник
погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения
они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д.
при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид
творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие
творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности,
заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его
родители
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально творческой деятельности, необходимые как для профессионального
становления, так и для практического применения в жизни.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность
воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и
творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль,
смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого
определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и
учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные
черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и
преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в
себе.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание,
память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,
интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов,
отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями,
выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению
спектакля.
3

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
- Методологические принципы
В основу программы кружка вложены следующие принципы:
1 Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка
творческие способности, его жизненный речевой опыт, его эмоции и
настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в
кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения
т.е. действовать от своего имени.
2 Принцип личностно ориентированной направленности на развитие
ребёнка как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,
т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном
социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме
вышесказанного этот принцип позволяет развивать в
ребёнке систему
личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)активности
детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые
формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться
действовать. Он осуществляет перевоплощение
в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёто
приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в
его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно
говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе,
выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни
каждого ребёнка.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка,
его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы
средства
и
методы
театрально-игровой
деятельности,
обосновано
использование разных видов детской творческой деятельности в процессе
театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении:
театральная деятельность как процесс развития творческих способностей
4

ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре
является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения,
а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом
происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление,
двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных
норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенности возрастной группы детей
Кружок предназначен учащимся 7-11 лет. Кружок театральной
мастерской «Улыбка» посещают 11 учащихся 1 и 4 классов. В результате
занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески
реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Место в учебном плане
Работа кружка осуществляется по вторникам и в каникулярное время,
занятия по 35-40 минут. Срок реализации программы- 1 год. Общее
количество часов – 68 часов
Система
отслеживания и оценивания
результатов обучения
учащихся.
Результативность и целесообразность работы по программе «Театральная
мастерская» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце
каждого года обучения проводятся
Встречи с ветеранами, с пенсионерами, выступления перед родителями,
дошкольниками, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера,
наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и
результатов реализации программы выступают ежегодные
традиционные
народные праздники, ярмарки, концерты.

5

Раздел 2 . Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по
курсу
Личностные
Знать

Уметь

Метапредметны

Предметные

е
– о формах
- знать о
1. Знают
проявления заботы ценностном
наизусть
о человеке при
отношении к театру
стихотворения
групповом
как к культурному
русских и
взаимодействии;наследию народа.
зарубежных
правила поведения
авторов.
- иметь
на занятиях,
2. Знают виды и
нравственнораздевалке, в
особенности
этический опыт
игровом
актёрского
взаимодействия
со
творческом
мастерства.
сверстниками,
процессе.- правила
3. Знают
старшими
и
игрового общения,
театральную
младшими
детьми,
о правильном
терминологию
взрослыми
в
отношении к
и культуру
соответствии
с
собственным
зрителя,
общепринятыми
ошибкам, к победе,
необходимые
нравственными
поражению.
сведения
нормами.
- о сценической
речи;
Допускать
- о декорациях к
О готовности и
возможность
спектаклю; о
способности к
существования у
подборе
саморазвитию;
людей различных
музыкального
-развитие
точек зрения, в том
сопровождения
познавательных
числе не
к спектаклю, к
интересов, учебных совпадающих с его
инценировкам
мотивов;
собственной;
сказок, к
-знание основных
-учитывать разные
сценкам
моральных норм
мнения и
(справедливое
стремиться к
распределение,
координации
взаимопомощь,
различных позиции
правдивость,
честность,
ответственность.)
- анализировать
и сопоставлять,
обобщать, делать

- планировать свои
действия в
соответствии с

4. Умеют
двигать в

выводы, проявлять
настойчивость в
достижении цели –
соблюдать правила
игры и
дисциплину;правильно
взаимодействовать
с партнерами по
команде (терпимо,
имея
взаимовыручку и
т.д.). - выражать
себя в различных
доступных и
наиболее
привлекательных
для ребенка видах
творческой и
игровой
деятельности.

поставленной
задачей
адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя,
товарища, родителя
и других людей
- контролировать и
оценивать процесс
и результат
деятельности;
- выбирать вид
чтения в
зависимости от
цели;
- договариваться и
приходить к
общему решению в
совместной
деятельности
- формулировать
собственное
мнение и позицию

оценивать
правильность
выполнения работы
на уровне
адекватной оценки;
-вносить
необходимые
коррективы;
-уметь планировать
работу и
определять
последовательность
действий
Применять - быть сдержанным, самостоятельно
терпеливым,
включаться в
вежливым в
творческую
процессе
деятельность;
взаимодействия ;-осуществлять
подводить
выбор вида чтения
2

заданном
ритме, по
сигналу
педагога
соединяясь в
пары, тройки
или цепочки.
5. Умеют
создавать
пластические
импровизации
под музыку
разного
характера.
6. Умеют
запоминать
заданные
педагогом
мизансцены.
7 Умеют
импровизировать;
- работать в
группе, в
коллективе.
- выступать
перед публикой,
зрителями

- самостоятельно
выбирать,
организовывать
небольшой
творческий

самостоятельный
итог занятия;
анализировать и
систематизировать
полученные умения
и навыки, иметь
готовность и
способность к
саморазвитию;
-развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
-знание основных
моральных норм
(справедливое
распределение,
взаимопомощь,
правдивость,
честность,
ответственность.)

в зависимости от
цели, использовать
полученные
сведения о
многообразии
театрального
искусства
красивую,
правильную,
четкую, звучную
речь как средство
полноценного
общения.

3

проект
-иметь
первоначальный
опыт
самореализации в
различных видах
творческой
деятельности,
формирования
потребности и
умения выражать
себя в доступных
видах творчества,
игре и
использовать
накопленные
знания.

1. Содержание курса
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу
расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и
представлено в общих разделах.
Раздел 1. Театральная игра -18 ч
Дисциплина «Театральная игра» нацелена на формирование духовной
культуры ребенка. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно
несколько задач:
- через игру и коммуникативную деятельность – способствовать социализации
детей, развить творческие их способности , раскрыть индивидуальность,
научить быть в гармонии с собой;
- через чтение и анализ художественной литературы – способствовать
формированию духовной культуры, выработать отношение к истинным
ценностям, (в том числе, к художественному слову), воспитать эстетический
вкус. Реализация программы позволяет педагогу увидеть ребенка в активной
деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и
своевременно скорректировать издержки.
Раздел 2. «Актерское мастерство»-14 ч
Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в
«естественной среде», т. е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью.
Эффективность обучения и развития ребенка достигается благодаря интеграции
теории и практики. Такой подход снабжает воспитанника театральной студии
необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего
самосовершенствования.
Данный курс органично вытекает из учебной дисциплины «Театральная игра».
Курс «Актерское мастерство» нацелен:
- на раскрытие творческой индивидуальности воспитанника через освоение
техники работы над собой;
- на развитие психотехники через процесс работы над образом;
- на освоение техники воплощения и переживания через художественный метод
в искусстве.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная
задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность,
воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и
непосредственность исполнения заданий.
Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство
упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по
закреплению полученных навыков с освоением нового материала.
В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга
осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая
задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и игры.

4

Набор игр и упражнений, применяемых в тренинге, постоянно меняется,
обновляется, рождаются новые формы, необходимые для последовательного
развития личности ребенка
Раздел 3 «Сценическая речь» - 10 ч
На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного
владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное
произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам
устной речи.
Разделы:
-дыхание и голос (освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление
дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием и
звуком с учетом возрастных особенностей учащихся);
-дикция (тренировка и развитие артикуляционного аппарата);
-орфоэпия (воспитание навыков правильной литературной речи);
-работа над текстом (грамотное прочтение с листа разнообразных прозаических
и стихотворных текстов; освоение элементов словесного действия).
Обязателен речевой тренинг.
В комплекс речевого тренинга входят специальные упражнения:
для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во
вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности;
-упражнения для формирования навыков носового дыхания;
-упражнения для выработки координации в работе мышц органов внешней и
внутренней артикуляции (нижней челюсти, губ, языка и гортани);
-упражнения для развития правильного, свободного голосового звучания и
работы над текстом песен.
Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию
речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок
работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих
непосредственное участие в вокальном исполнении.
Обязательно развивать у учащихся навыки самостоятельного образного
мышления,
творческую
инициативу;
помогать
освобождаться
от
психофизических зажимов.
Раздел 4. «Сценическое движение» - 15 ч
Сценическое движение формирует эмоциональную сферу ребёнка, его
координацию, музыкальность и артистичность, воздействует на его
двигательный аппарат, развивает слуховую, зрительную, мышечную память.
Сценическое движение – это тренировочная дисциплина, позволяющая ребёнку
открыть и развить его двигательные способности, научить тело юного актёра
реактивности, выносливости, пластичности и выразительности.
Современный подросток в мире, который его окружает, иногда теряет
целостное ощущение собственной личности, своё единство с этим миром. Часто
его тело работает отдельно от его разума. Это не позволяет стать ему
счастливой и гармоничной личностью
Комплекс движенческих дисциплин следует рассматривать как
органическую часть всего образовательного процесса, проходящего в детском
5

театральном коллективе. Средствами сценического движения, у ребёнка
воспитываются
навыки формирования выразительного, пластически
подвижного тела, добивается умения переносить эти навыки из тренировочных
упражнений в спектакль. Занятия
помогают соединить пластические
возможности ребёнка и выразительность его тела, руководствуясь главным
правилом – единство психического и физического начала.
Раздел 5 «Сценический образ» - 11 час
Каждый участник занятий должен знать, понимать и уметь создавать свой
сценический образ, соответствующий любой роли.
Эта дисциплина предполагает изучение:
-средства и приемы театрального грима и декоративной косметики; нахождение стиля, образа;
-продумывание прически и всего внешнего облика ;
- соответствие образа данной программе;
Воспитанники должны самостоятельно научиться работать над образом.
Объём материала соответствует возрастным особенностям младших
школьников. В работу кружка могут быть включены посещения ветеранов,
пенсионеров, выступления перед родителями, дошкольниками, выезды с
выступлениями в другие школы, творческие вечера.
- Слушание, чтение и рассказывание сказок.
- Виды говорения: диалог, монолог.
-Мимика и жесты.
-Речевой этикет.
- Сочинение небольших сказок и рассказов.
-Проговаривание рифмовок, скороговорок , стихов.
- Групповые сюжетно-ролевые игры.
-Элементы сценического действия.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Отработка дикции.
Запоминание заданных поз и умение их образно передавать. Что такое театр.
Виды театров. Культура поведения в театре. Прочтение произведений. Работа
над отдельными эпизодами. Выбор и распределение ролей. Создание декораций
и костюмов, репетиции.
С каждым годом обучения сложность упражнений в одном и том же
разделе возрастает, либо возрастают требования к правильности выполнения
упражнения.
Формы организации занятий.
Форма занятий – групповая и индивидуальные занятия, со всей группой
одновременно и с участниками конкретного представления для отработки
дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются
театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакль как итоговый
проект в конце года.

6

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование театральной
мастерской «Улыбка»
Тема

Колво
часо
в
1

1.Теат
ральна
я игра
(18 ч)

1.Вводное занятие (общие
понятия) Инструктаж.
Игры, упражнения на
развитие актёрского
внимания и зрительной
памяти.
Игры,
упражнения
на
развитие
фантазии
и
воображения
Разыгрывание сценки на
праздник «Золотая осень»
Игры,
упражнения
на
развитие ассоциативного и
образного мышления.
Упражнения на развитие
чувства ритма.
Упражнения на действия с
реальными предметами в
условиях вымысла
Встреча
с
пожилыми
людьми, участие в концерте
2.Актё Оправдание места действия,
рское
физического
действия.
мастер Одиночный этюд.
ство
Работа над созданием образа
(14 ч)
в музыкальном
произведении. Парный этюд.
Развитие артистической
смелости. Массовый этюд.
Предлагаемые
обстоятельства. Массовый
этюд.
Инсценировка сказки –
переделки ко Дню Матери
«Три девицы»
3.Сцен Речевой тренинг.

теорет прак дата
ически тиче
х
ских
1

2

1

3

1

3

1

3

1

3

1

2

1

1

1

3

1

3

3

7

1

1

2

1

3

1

3

1

примеч
ание

ическа Одиночный. Парный,
я речь массовый этюд.
( 10 ч) Сценическое общение,
взаимодействие партнеров и
воздействие друг на друга
Репетиция и показ
новогодней сказки –
приключения
Рождественские посиделки.
4.Сцен Знакомство с обычаями,
ическо обрядами.
е
Подготовка к этюдам.
движе Совершенствование осанки и
ние
походки
Упражнения на
(15 ч)
коллективную
согласованность
Упражнения на действия с
реальными предметами в
условиях вымысла
Викторина «Зимушка, зима»
Упражнения
на
память
физических действий
Участие в конкурсе перепляса
и частушек
Подбор музыкального
сопровождения к сказке.
5.Сцен Распределение ролей .
ически Выразительное чтение сказки
й
по ролям
образ
Создание сценического
образа (костюм, грим,
( 11 ч) элементы и аксессуары
костюма)
Работа над образом. Анализ
мимики лица
Репетиция и участие в
концерте для ветеранов
Проект «Я талантлив»

3

1

4

2

2

1

3

2

1

2

1

1
1

ИТОГ
О

1
1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

1

3

1

1

3

1

1

2

1

1

68 ч

8

1

5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
по внеурочной деятельности
Занятия кружка проводятся в спортивной
комнате или в кабинете
начальных классов, т.к. в школе нет актового зала. Для организации занятий
необходимо следующее оснащение:
- рисунки для мини – декораций.
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
Список литературы для учителя
1. Алянский, Ю.П. Азбука театра. Текст/Ю.П.Алянский. – Л.:Дет.лит., 2019
. –159 с.
2. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.
Учебно-методическое
пособие
для
руководителей
ОУДОД.Текст/В.Н.Иванченко – Ростов н/Д: «Учитель», 2020– 288 с.
3. Колчеев В.М. Театрализованные игры в школе. Текст/ В.М.Колчеева,
Ю.В.Колчеева – М.: Школьная пресса, 2003. – 95 с.
4. Куликова К. Российского театра первые актёры. Текст/ К.Куликова – Л.:
Лениздат., 1991 . – 150 с.
5.Театр, где играют дети: Учеб. – метод. Пособие для руководителей детских
театральных коллективов. Текст/ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.:
Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.
6.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. Текст/ Э.Г.Чурилова-М. : Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС,2004 .- 159 с.
Список литературы для учащихся
1.Бартенев, М.М. Волшебная академия Деда Мороза. Сборник новогодних
сказок и сценариев. Текст / М.М.Бартенев , А.А. Усачев , Э.Н.Успенский . –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2003 .- 205 с.
2.Васильева Н. Праздничные сказки и сказочные праздники. Текст /
Н.Васильева –М.:Рольф,2002 . – 92 с.
3.Загадки.Скороговорки:Любимые стихи Текст / Сост.В.И. Пунин. –
М.:АСТ-ПРЕСС,1999 . – 65 с.
4.Коломейский А.М. Капустники, скетчи, миниатюры для школьников
и студентов. СТЭМ на вырост .-Изд. 2-е, исправ. Текст /
А.М.Коломейский. – Ростов н. Д.:Феникс,2005 . – 114 с.
5.Михальва М.А. А у наших у ворот. Текст / М.А.Михальва. –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002 . – 193 с.
6.Немчинский М.И. Цирковой номер-спектакль. Текст /
М.И.Немчинский. –М .: «Искусство»,1961 . – 77 с.
9

7.Осипенко И.Л. Классные праздники. Текст / И.Л.Осипенко. –
Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг,2001. – 85 с.
8 .Шлитт Эвалд, Маскарадный грим для праздников. Текст / Эвалд
Шлитт, Вольфангер-фон Кляйст Николь. -«Артлайн».- Ростов н.Д,2005 . – 82 с.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».