ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Учимся для жизни» (формирование функциональной грамотности) для 6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартана основе программы Москвиной А.Н., Мирошниковой Г.А. с использованием материалов Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО); Уроки функциональной грамотности сост.: А. Н. Величко, А. Н. Москвина. — Новосибирск: Изд-во НИМРО, 2021г. Актуальность программы. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: ≪Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?≫, является исследование PISA (Programme for International Student Assessment), инициированное Организацией экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Первоначально в данном исследовании PISA оценивалось четыре вида грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем добавляется оценка креативности мышления, глобальные компетенции и совместное решение проблем. Следовательно, исследование развивается. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 ≪О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года≫. Согласно Указу, ≪...в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования≫. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников. Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основную цель программы. Цель. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 -х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей: Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения. Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества. Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты Метапредметные и предметные результаты Грамотность Читательская Математическая Естественнонаучная Финансовая 6 класс Применяет извлеченную из текста информацию для решения различного рода проблем применяет математические знания для решения разного рода проблем объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний применяет финансовые знания для решения разного рода проблем. Личностные результаты Грамотность Читательская Математическая Естественнонаучная Финансовая 6 класс оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны 6-й класс Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Сколько стоит "свое дело"? Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Естественнонаучная грамотность: Строение вещества Тело и вещества. Агрегатные состояния. Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Живая природа Царства живой природы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 6 класс № Тема занятия 1 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги Сколько стоит "свое дело"? Обобщение и закрепление пройденного материала. 2 3 4 5 6 7 8 Всего часов (в неделю 1 ч) 1 Теория Практика Формы деятельности 1 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 1 1 Круглый игра. 1 1 1 Круглый стол, игра, квест. 2 1 2 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 1 1 Викторина, квест, квиз 1 1 1 1 0 1 1 1 1 Проект, игра. Беседы, диалоги, дискуссии Круглый стол, игра, квест. стол, ИТОГО 8 8 8 6 класс № Тема занятия 1 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой 2 3 4 5 6 7 Всего часов (в неделю 1 ч) 1 Теория Практика Формы деятельности 0 1 Игра, обсуждение, практикум. 1 1 1 Исследовательская работа, урок практикум. 1 1 1 Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. 1 0 1 Урок-игра, урокисследование. 2 0 2 1 0 1 Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урокпрактикум. 1 1 1 Беседа, урокисследование, моделирование. 8 бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 1 1 1 9 4 9 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Итого Модуль «Основы читательской грамотности» 6 класс № Тема занятия 1 Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текстповествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на 2 3 4 5 6 Всего часов (в неделю 1 ч) 1 Теория Практика Формы деятельности 1 1 Беседа, конкурс. 1 1 1 Круглый стол. Ролевая игра. 1 1 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 1 1 1 Квест, стол. 1 1 1 Круглый стол, дискуссия. 2 1 2 Квест, круглый игра 7 грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты. «Что? Когда?». 2 0 9 2 6 Где? Беседа, дискуссия формате свободного обмена мнениями. 9 Итого Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 6 класс № Тема занятия 1 Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. 2 3 4 5 Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и Теория Практика Всего Формы часов деятельности (в неделю 1 ч) Строение вещества 1 0 1 Наблюдения 1 0 1 1 1 1 Тепловые явления 1 1 1 1 Лабораторная работа Моделирование 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 Проектная работа в конденсация. Кипение. 6 7 8 Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о 1 1 0 Обсуждение. Вселенной. Модель Исследование. Вселенной. Проектная работа Модель солнечной 1 1 0 системы. Живая природа Царства живой 1 1 0 Квест природы 8 6 5 Итого КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по внеурочной деятельности «Наука и жизнь» 6 класс (33 ч) Дата № Тема урока по плану 1.Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час) 1. Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. 2. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? 3 Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. 4 Социальные выплаты: пенсии, пособия. 5 Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? 6 Личные деньги 7 Сколько стоит "свое дело"? 8 Обобщение и закрепление пройденного материала. 2. Модуль: «Основы математической грамотности» 9.(1) Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 10.(2) Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим 11.(3) способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. 12.(4) Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 13.(5) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. 14.(6) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. 15.(7) Графы и их применение в решении задач. 16.(8) Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. 17.(9) Элементы логики, теории вероятности, . комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 3. Модуль: «Основы читательской грамотности» 18.(1) Определение основной темы и идеи в эпическом произведении 19.(2) Древнерусская летопись как источник Дата по факту информации о реалиях времени. 20.(3) Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. 21.(4) Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 22.(5) Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) 23.6) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. 24.(7) Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты 25.(8) Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты 4. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности» Строение вещества 26.(1) Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. 27.(2) Масса. Измерение массы тел. 28.(3) Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления 29.(4) Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. 30.(5) Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная 31.(6) Представления о Вселенной. Модель Вселенной. 32.(7) Модель солнечной системы. Живая природа 33.(8) Царства живой природы Итого-33 час; Практические работы- 7