Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Учимся для жизни» (формирование
функциональной грамотности) для 6 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандартана
основе программы Москвиной А.Н., Мирошниковой Г.А. с использованием
материалов Самарского института повышения квалификации работников
образования (СИПКРО); Уроки функциональной грамотности
сост.: А. Н. Величко, А. Н. Москвина. — Новосибирск: Изд-во НИМРО,
2021г.
Актуальность программы.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:
появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и
позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов
концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан
односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более
широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую,
экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная
грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: ≪Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?≫, является исследование PISA (Programme for
International
Student
Assessment),
инициированное
Организацией
экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими
международными научными организациями, при участии национальных
центров.
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. Первоначально в данном исследовании PISA оценивалось четыре
вида грамотности: читательская,
математическая, естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем
добавляется оценка креативности мышления, глобальные компетенции и
совместное решение проблем. Следовательно, исследование развивается.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
мая 2018 г. № 204 ≪О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года≫. Согласно Указу,

≪...в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования≫. Поскольку функциональная грамотность понимается как
совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе,
её развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов
мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством
РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий
уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет
их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников.
Таким
образом,
значимость
формирования
функциональной
грамотности для становления личности определила основную цель
программы.
Цель.
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 6 -х классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей:
Математическая грамотность: способности человека формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование
математических понятий, процедур, фактов
и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения.
Читательская грамотность: способности человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и

технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные
решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные результаты
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
Финансовая

6 класс
Применяет извлеченную из текста информацию
для решения различного рода проблем
применяет математические знания для решения
разного
рода проблем
объясняет и описывает естественнонаучные
явления на основе имеющихся научных знаний
применяет финансовые знания для решения
разного
рода проблем.
Личностные результаты

Грамотность
Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

6 класс
оценивает содержание прочитанного с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей;
формулирует собственную позицию по
отношению к прочитанному
объясняет гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе
математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
объясняет гражданскую позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе
естественнонаучных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей
оценивает финансовые действия в конкретных
ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и
обязанностей гражданина страны

6-й класс
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о
деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги:
история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная
плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и
доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные

выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться? Личные деньги. Сколько стоит "свое дело"?
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы
логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление
содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт,
репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы
и карты.
Естественнонаучная грамотность:
Строение вещества
Тело и вещества. Агрегатные состояния.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления
теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
6 класс
№

Тема занятия

1

Удивительные
факты и истории о
деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги. Фальшивые
деньги: история и
современность.
Откуда
берутся
деньги?
Виды
доходов. Заработная
плата. Почему у
всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность
и
доходы
от
нее.
Арендная
плата,
проценты, прибыль,
дивиденты.
Социальные
выплаты:
пенсии,
пособия.
Как
заработать
деньги?
Мир
профессий и для
чего нужно учиться?
Личные деньги
Сколько стоит "свое
дело"?
Обобщение
и
закрепление
пройденного
материала.

2

3

4

5

6
7
8

Всего
часов
(в
неделю
1 ч)
1

Теория

Практика

Формы
деятельности

1

1

Беседы, диалоги,
дискуссии.

1

1

1

Круглый
игра.

1

1

1

Круглый стол,
игра, квест.

2

1

2

Беседы, диалоги,
дискуссии.

1

1

1

Викторина, квест,
квиз

1
1

1
1

0
1

1

1

1

Проект, игра.
Беседы, диалоги,
дискуссии
Круглый
стол,
игра, квест.

стол,

ИТОГО

8

8

8

6 класс
№

Тема занятия

1

Числа и единицы
измерения: время,
деньги, масса,
температура,
расстояние.
Вычисление
величины,
применение
пропорций
прямо
пропорциональных
отношений
для
решения проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты,
пропорция,
движение, работа.
Инварианты: задачи
на
четность
(чередование,
разбиение на пары).
Логические задачи,
решаемые
с
помощью таблиц.
Графы
и
их
применение
в
решении задач.
Геометрические
задачи
на
построение и на
изучение
свойств
фигур:
геометрические
фигуры на клетчатой

2

3

4

5

6

7

Всего
часов
(в
неделю
1 ч)
1

Теория Практика

Формы
деятельности

0

1

Игра, обсуждение,
практикум.

1

1

1

Исследовательская
работа, урок
практикум.

1

1

1

Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.

1

0

1

Урок-игра,
урокисследование.

2

0

2

1

0

1

Урок-игра,
индивидуальная
работа в парах.
Обсуждение, урокпрактикум.

1

1

1

Беседа,
урокисследование,
моделирование.

8

бумаге,
конструирование.
Элементы
логики,
теории вероятности,
комбинаторики:
таблицы,
диаграммы,
вычисление
вероятности.

1

1

1

9

4

9

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.

Итого
Модуль «Основы читательской грамотности»
6 класс
№

Тема занятия

1

Определение
основной темы и идеи
в
эпическом
произведении
Древнерусская
летопись как источник
информации
о
реалиях времени.
Сопоставление
содержания
художественных
текстов. Определение
авторской позиции в
художественных
текстах.
Работа с текстом: как
понимать
информацию,
содержащуюся
в
тексте?
Типы текстов: текстповествование
(рассказ,
отчет,
репортаж)
Типы
задач
на

2

3

4

5

6

Всего
часов
(в
неделю
1 ч)
1

Теория Практика

Формы
деятельности

1

1

Беседа, конкурс.

1

1

1

Круглый
стол.
Ролевая игра.

1

1

1

Работа в парах,
игра в формате
КВН.

1

1

1

Квест,
стол.

1

1

1

Круглый
стол,
дискуссия.

2

1

2

Квест,

круглый

игра

7

грамотность.
Интерпретационные
задачи.
Работа с не сплошным
текстом: таблицы и
карты.

«Что?
Когда?».
2

0

9

2

6

Где?

Беседа,
дискуссия
формате
свободного
обмена
мнениями.

9

Итого
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
6 класс
№

Тема занятия

1

Тело и вещество.
Агрегатные
состояния
вещества.
Масса. Измерение
массы тел.
Строение вещества.
Атомы и молекулы.
Модели
атома.

2
3

4

5

Тепловые явления.
Тепловое
расширение
тел.
Использование
явления теплового
расширения
для
измерения
температуры.
Плавление
и
отвердевание.
Испарение и

Теория Практика
Всего
Формы
часов
деятельности
(в
неделю
1 ч)
Строение вещества
1
0
1
Наблюдения

1

0

1

1

1

1

Тепловые явления
1
1

1

1

Лабораторная
работа
Моделирование

1

Презентация.
Учебный
эксперимент.
Наблюдение
физических
явлений.

1

Проектная работа

в

конденсация.
Кипение.
6

7

8

Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления
о
1
1
0
Обсуждение.
Вселенной. Модель
Исследование.
Вселенной.
Проектная работа
Модель солнечной
1
1
0
системы.
Живая природа
Царства
живой
1
1
0
Квест
природы
8
6
5
Итого

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Наука и жизнь» 6 класс (33 ч)
Дата
№
Тема урока
по
плану
1.Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час)
1.
Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность.
2.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная
плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
3
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
4
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
5
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться?
6
Личные деньги
7
Сколько стоит "свое дело"?
8
Обобщение и закрепление пройденного материала.
2. Модуль: «Основы математической грамотности»
9.(1) Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
10.(2) Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
11.(3) способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа.
12.(4) Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).
13.(5) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
14.(6) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
15.(7) Графы и их применение в решении задач.
16.(8) Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
17.(9) Элементы логики, теории вероятности,
.
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности.
3. Модуль: «Основы читательской грамотности»
18.(1) Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
19.(2) Древнерусская летопись как источник

Дата
по
факту

информации о реалиях времени.
20.(3) Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных
текстах.
21.(4) Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
22.(5) Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,
репортаж)
23.6) Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
24.(7) Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты
25.(8) Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты
4. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества
26.(1) Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества.
27.(2) Масса. Измерение массы тел.
28.(3) Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома.
Тепловые явления
29.(4) Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
30.(5) Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
31.(6) Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
32.(7) Модель солнечной системы.
Живая природа
33.(8) Царства живой природы
Итого-33 час; Практические работы- 7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».