МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса по алгебре «Готовимся к ЕГЭ» для обучающихся 11 класса Инаркой 2023 Рабочая программа по учебному курсу алгебра « Готовимся к ЕГЭ» Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г., №413; приложение от 17 мая 2012 г., №413). - Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009 г. - Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (Федеральное УМО по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г., №2/16- з). - основной образовательной программы ООО МКОУ СОШ с.п. Инаркой - Учебник: Ш.А. Алимов. Алгебра и начала математического анализа 10 - 11. / Алимов Ш.Ф., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др.- М.: Просвещение, 2018 г. На изучение курса отводится 1 час в неделю в 11 классе, т.е. 34 часа за год. Сроки реализации программы: 2022-2023 учебный год. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ПО АЛГЕБРЕ «Готовимся к ЕГЭ» В ходе преподавания дисциплины «Решение математических задач» в основной школе следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта: планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения; исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Изучение алгебры и начал анализа в рамках среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: Общеучебные цели: создание условий для формирования умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; создание условий для формирования умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, геометрический; формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; создание условий для плодотворного участия в работе в группе; формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность; формирование умения применять приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств при решении задач практического содержания, используя при необходимости справочники; создание условий для интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации. Общепредметные цели: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин (естествознания, обществознания и др.), для продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт: построения и исследования геометрических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин; выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента; самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников. Предметные обобщение представлений о числах и действиях с ними; обобщение свойств степени от степеней с целым и рациональным показателем до степеней с действительным показателем; формирование культуры вычислений и преобразований при работе с арифметическими и алгебраическими выражениями; формирование представлений о схеме исследования функции, основные свойства функции; формирование навыков работы с графиками различных функций, преобразования графиков; освоение алгоритмов решений уравнений и неравенств; формирование навыков равносильных преобразований; систематизация представлений о функциях, их свойствах и графиках, использовании их при решении уравнений и неравенств, а также в процессе исследования функций; формирование представлений о вероятностных и статистических методах познания действительности. Метапредметные (УУД) Коммуникативные: умение понимать аргументы других учащихся; умение аргументировать свою позицию; умение работать в команде; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; Регулятивные: использование аналогии, обобщения и систематизации в процессе повторения; понимание принципов построения дедуктивных рассуждений в процессе обоснования результатов и выводов; формирование алгоритмической культуры; формирование логического мышления; понимание принципов организации учебно-поисковой деятельности, проведения эмпирического исследования; использование аналогии, обобщения и систематизации в процессе повторения и изучения нового; понимание многовариантности решения в зависимости от выбора инструментария; понимание принципов взаимосвязи геометрических, графических и аналитических подходов в анализе ситуации; умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; Познавательные: умение строить доказательные рассуждения в опоре на теоретические сведения (дедуктивный метод рассуждения); формирование культуры организации и проведения эксперимента; формирование критичности мышления; формирование вычислительной культуры. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные формирование мотивации к успешному обучению; саморазвитие в процессе обобщающего повторения, учебноисследовательской деятельности; формирование способности в освоении новой области знаний; формирование способности организации и проведения эксперимента, самостоятельно и мотивированно строить свою учебную деятельность; понимание важности доказательных рассуждений и умение их проводить; формирование способности решения задач различными способами (гибкость мышления); саморазвитие в процессе прогнозирования результата; развитие пространственного мышления; развитие интуиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Содержание курса «Готовимся к ЕГЭ» в 11 классе ( 34 часа) 1. Повторение курса алгебры 10 класса (2 часа) Тригонометрические формулы. Различные типы тригонометрических уравнений. Основные цели: повторение и систематизация основных тригонометрических понятий и формул; закрепление навыков решения тригонометрических уравнений различных типов: простейшие, сводящиеся к квадратным, решаемые разложением на множители, уравнения вида asin x bcos x c . Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чѐтность, нечѐтность, периодичность тригонометрических функций. Свойства и графики функций y = cos x, y = sin x, y = tg x, y = сtg x. Решение тригонометрических уравнений и неравенств с помощью графиков и единичной тригонометрической окружности, отбор корней из заданного промежутка. 2. Производная и еѐ геометрический смысл (8 часов) Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной. самостоятельно искать необходимую для решения учебных задач информацию. 3. Применение производной к исследованию функций (7 часов) Возрастание и убывание функций. Точки экстремумов и экстремумы функции. Применение производной к построению графиков функций. Наибольшее и наименьшее значения функции. Выпуклость графика. Точки перегиба. 4. Первообразная и интеграл (9 часов) Первообразная. Правила нахождения первообразных. Понятие неопределенного и определенного интегралов. Формула Ньютона-Лейбница. Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов. 5. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (8 часов) Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочерѐдный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Элементарные и сложные события. Понятие классической и геометрической вероятности. Рассмотрение случаев: вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применение вероятностных методов. Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса. Решение практических задач по теме «Статистика». Календарно-тематическое планирование по учебному курсу алгебра «Готовимся к ЕГЭ» 11 класс №№ Содержание материала 1 Повторение курса алгебры и начал анализа 10го класса Повторение курса алгебры и начал анализа 10го класса 2 ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ 3 4 5 6 7 8 9 10 Производная Производная степенной функции Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций Производные некоторых элементарных функций Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Кол-во часов 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИЙ 7 Возрастание и убывание функции Экстремумы функции Применение производной к построению графиков функций. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Наибольшее и наименьшее значения функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социальноэкономических, задачах. Наибольшее и наименьшее значения функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социальноэкономических, задачах. Выпуклость графика функции, точки перегиба. Вторая производная и ее физический смысл. Выпуклость графика функции, точки перегиба. Вторая производная и ее физический смысл. 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 ИНТЕГРАЛ 18 19 20 Первообразная Правила нахождения первообразной Формула Ньютона–Лейбница Площадь криволинейной трапеции и интеграл 1 1 1 1 9 1 1 1 Дата По плану фактич ески 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вычисление интеграла. Вычисление интеграла. Вычисление площадей с помощью интегралов Вычисление площадей с помощью интегралов Применение интеграла к решению практических задач Применение интеграла к решению практических задач Элементы теории вероятностей Элементарные и сложные события. Вероятность события Сложение вероятностей Вероятность противоположного события Условная вероятность Вероятность произведения независимых событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов. 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1