Рабочая программа учебнго курса по русскому языку Особенности русской орфографии для 7 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Управление образования Терского муниципального района
МКОУ «СОШ им А.Ж. Панагова с.п. Инаркой»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Особенности русской орфографии»
для обучающихся 7 класса

с.п. Инаркой, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП
ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Цели и задачи
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности обучающихся,
степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на
практике орфографических правил.
Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение
следующих основных задач:
 закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательнограмматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих
написаний);
 продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
 развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими,
орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический,
традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с
этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Объем учебной нагрузки распределен:
7 класс: 34 часа (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса:
1. уровневая дифференциация;
2

2. проблемное обучение;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4. здоровьесберегающие технологии.

Содержание учебного курса
1.Фонетика и орфоэпия (2 ч.)
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение (12 ч.)
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Причастие (5 ч.)
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
3

4. Деепричастие (2 ч.)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
5. Наречие (9 ч.)
Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
6. Служебные части речи (4 ч.)
Предлог. Союз. Частица. Междометие.

4

№
п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, тем
Оборудование
Вводимые понятия

КолДата
во
План.
Факт.
часов

Фонетика и орфоэпия 2ч.
1.

Фонетика. Фонетический разбор.

карточки

Фонетика. Звуки.

1

2.

Нормы ударения и произношения

карточки

Ударение

1

Орфография. Повторение 12ч.
3.

Правописание безударных гласных

Дидактический
материал

Безударные гласные

1

4.

Корни с чередованием

Тесты. Карточки

Корни с чередованием

1

5.

Правописание приставок

Дидактический
материал

Приставки рас- раз-, пре- и
при-

1

6.

Не с существительными,
прилагательными, глаголами.

Тесты. Карточки

Написание не с разными
частями речи

1

7.

Не и ни в местоимениях

Карточки

Написание не и ни в
местоимениях

1

8.

Гласные о и е после шипящих в разных
частях речи

Тесты. Карточки

Написание гласных о и е
после шипящих в разных
частях речи

1

5

Карточки

Правописание суффиксов
существительных

10. Н и НН в суффиксах прилагательных.

Карточки. Тесты

Правила написания Н и НН
в суффиксах
прилагательных

1

11. Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных

Тесты.
Дидактический
материал

Дефисное и слитное
написание сложных
прилагательных

1

12. Правописание числительных

Карточки

Правописание
числительных

1

13. Личные окончания глаголов

карточки

Личные окончания глаголов

1

14. Наклонения глаголов

Тексты

Наклонения глаголов

1

9.

Правописание суффиксов
существительных

1

Причастие 5ч.
15. Склонение причастий

Тексты

Склонение причастий

1

16. Написание действительных причастий

Дидактический
материал

Написание гласных в
суффиксах действительных
причастий

1

17. Написание страдательных причастий

Дидактический
материал

Написание гласных в
суффиксах страдательных
причастий

1

6

18. Н и НН в суффиксах причастий

Тексты

Написание Н и НН в
суффиксах причастий

1

19. Не с причастиями

Карточки

Написание не с причастиями

1

Деепричастие 2ч.
20. Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте

Тексты

Деепричастный оборот

1

21. Не с деепричастиями

Карточки

Написание не с
деепричастиями

1

Наречие 9 ч.
22. Степени сравнения наречий

Карточки

Степени сравнения наречий

1

23. Не с наречиями на –о и -е

Тесты.

Написание не с наречиями

1

24. Буквы е и и в приставках не- и ниотрицательных наречий

Тесты. Карточки

Написание е и и в
приставках не- и ни-

1

25. Н и НН в наречиях на –о и -е

Тесты. Карточки

Н и НН в наречиях

1

26. Буквы о и е после шипящих на конце
наречий

Тесты. Карточки

Написание букв о и е после
шипящих

1

27. Буквы о и а на конце наречий

Тесты.

Написание букв о и а на
конце наречий

1

28. Дефис в наречиях

Тесты. Карточки

Дефис в наречиях

1
7

29. Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях.

Тесты.
Карточки

Написание приставок в
наречиях

1

30. Слова категории состояния

Тексты

Категория состояния

1

Служебные части речи 4ч.
31. Предлог

Тексты. Карточки Производные и
непроизводные предлоги

1

32. Союз

Тексты

Сочинительные и
подчинительные союзы

1

33. Частица

Тексты

Разряды частиц

1

34. Междометие

Тексты

Дефис в междометиях

1

Учебно-методическое обеспечение программы
1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-25е изд.-М.: Просвещение, 2010.
2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык. Основная школа. /В.И.
Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И.
Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
7.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс; Творческий центр «Сфера», Москва, 2012г./А.Б.Малюшкин.
8

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны
знать:
 правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
грамматических написаний;
 условия, от которых зависит написание;
 норму, действующую при данных условиях;
 последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
 приёмы разграничения схожих написаний.

словообразовательно-

уметь:
 правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами
написания;
 правильно писать сложные слова;
 правильно писать не с разными частями речи;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
 правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
 правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
 отличать служебные части речи.
Список литературы
1.Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры
речи, развитие связной речи).- Волгоград: Учитель, 2003.
9

2.Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.-М.: Издательство
«Экзамен»,2005.
3.Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7
класс».-М.: Экзамен,2008.
4. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс; Творческий центр «Сфера», Москва, 2012г./А.Б.Малюшкин.
6.Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
7. Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internet-ресурсы):
http://school-collection.edu.ru – Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://abc.edu-net.khb.ru – краевой образовательный портал «Пайдейя»
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm – сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru – сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»

7 класс.
Итоговая тестовая работа.
1 вариант.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква и.
1.
осв…тить
2.
оп…реться
3.
уб…рать

дорогу
на

мужское
в

фонарём
плечо
квартире
10

4.
5.
6. дл…на отрезка

прот…рать
изм…рять

пыль
температуру

II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.
1.
храброе
2.
раскалённое
3.
мой
4.
быть
сверс…ником
5.
прекрас…ная
6. крутая лес…ница

сер…це
со..нце
ровес…ник
кому-нибудь
пора

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. под..брать, пр..образ, н..илучший
2. пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост
3. в..лелеять, обе..доленный, ра..грести
4. вз..скательный, от..скать, по..сковый
IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1. дыш…щий, (они) выскоч…т
2. плач…щий, (они) изуч…т
3. служ…щий, (они ) скач…т
4. реж…щий, (они) выдерж…т
V. Пишется две буквы Н во всех словосочетаниях ряда:
1.
рва…ая
куртка,
2.
собрание
прошло

испуга…о
организова…о,

огни

вскрикнул
потуше…ы
11

3.
давно
4. скупле…ый товар, реше…ая задача

потуше…ы,

суше…ые

ягоды

VI. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.
1. Ничуть (не) интересен, весьма (не) глупый мальчик.
2. (Не) известное науке животное, томящая (не) известность.
3. Травы (не) кошены, дом (не) кирпичный.
4. Ветер (не) холодный, но сильный; задание совсем (не) выполнено.
5. Вовсе (не) нужные вещи, вещь никому (не) нужна.
VII. Какие слова пишутся через дефис?
1. Строго(настрого)
2.Пол(лимона)
3. Северо(восточный)
4. (Дерево)обрабатывающий
5. Взмыть (в)верх
6. (По)прежнему дружить
VIII. Укажите случаи слитного написания.
1. (За)тем лесом озеро
2. (По)тому не делаю, что не могу
3. Сначала ты иди, (за)тем я.
4. (На)конец доски
5. (На)конец занавес поднялся
6. Идти (по)тому мостику

12

IX.
Укажите
правильное
объяснение
постановки
запятой
или
её
отсутствия
в
предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из
них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.
Недавно (1) неожиданно обмелел (2) пополнявшийся горными ключами(3) бассейн. Туристы(4)не зная об этом (5)
продолжали свой путь.
1. 1,2,3,4,5
2. 2,3,4,5
3. 4,5
2 вариант.
I.
Укажите
1.
2.
3.
4.
5.
6. т…ория музыки

слова,

в

корне
прим…рять

которых

пос…деть

пишется
от

соб…рать
нат…реть

паркет
изящный

II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.
1.
чес…ная
2.
чу…ство
3.
принимать
участие
4.
искус…ный

в

буква

е.
костюм
горя
грибы
воском
с…луэт

игра
мести
ше…ствии
мастер
13

5.
6.пышные рес…ницы

совмес…ный

проект

III. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1. и..черпанный, ра..грести, ра..кошелиться
2. от..двинуть, пр..мывать, поз..растали
3. в..ездная, подош..ют, раз..единить
4. пр..сечь, пр..глубокий, пр..вратности (судьбы)
IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква У?
1. меч…щийся, (они) перетащ…т
2. блещ…щий, (они) полощ…т
3. брызж…щий, (они) наточ…т
4. слыш…щий, (они) ищ…т
V. Пишется одна буква Н во всех словосочетаниях ряда:
1.
варе…ые
в
кастрюле,
2.
организова…ые
спонсорами,
3.
убра…ые
вещи,
4. туше…ые овощи, потуше..ые ветром
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
а) Говорил (не) раз, давно (не) хоженная тропинка.
б) (Не) пролитые слезы, (не) достойное человека поведение.
в) Поведение, (не) достойное солдата; (не) выполненное мною задание.
г) (Не) нужные нам сведения, (не) открытые страны.
д) Ничем (не) огороженное место, далеко (не) случайно.

ударил
каша
ветре…ый

нечая…о
недоваре…а
день

14

VII. Какие слова пишутся через дефис?
1. (Пол)города
2.(во)вторых
3.бок(о)бок
4. (кисло)сладкий
5. (древне)русский
6. как(нибудь)
VIII. Укажите случаи слитного написания.
1. (За)тем озером лес
2. (По)этому и не делаю
3. (По)тому пути
4. (По)тому жалеют, что слабый
5. (На)конец все закончилось
6. (На) конец рабочего дня
IX.
Укажите
правильное
объяснение
постановки
запятой
или
её
отсутствия
в
предложении:
По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
1.
Сложносочинённое
предложение,
перед
союзом
И
запятая
не
нужна.
2.
Простое
предложение
с
однородными
членами,
перед
союзом
И
запятая
не
нужна.
3.
Сложносочинённое
предложение,
перед
союзом
И
нужна
запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.
Рыбак(1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине. Там(3) косматились черные водоросли
(4)застилавшие все дно.
1. 1,2,3,4
2. 2,3,4,
3. 1,2,4
15

Ресурсное обеспечение программы
I. Литература для учителя.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С.,
2004.
5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск :
Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
8. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента /
А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО
«МОДЭК», 2004.
9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. :
Просвещение, 1964.
1. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд.,
доп. – М. : Просвещение, 1996.
2. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания /
Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
3. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред.
В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.
16

II. Литература для учащихся.
1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко,
Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович,
В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
3. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. :
Просвещение, 1984.
4. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. –
М., 1964.
5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
1. 6. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию /
Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. — 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск :
Аверсэв, 2007.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».