Рабочая программа учебного курса по географии Земной шар для 5 класса

Министерство просвещения Кабардино - Балкарской Республики
Управление образования местной администрации
Терского муниципального района
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по географии «Земной шар»
для обучающихся 5 класса
на 2023 – 2024 учебный год.

Инаркой 2023

Пояснительная записка
Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса
географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения
этой проблемы – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой
составляющей учебно-воспитательного процесса. Богатое содержание
учебного курса географии предоставляет большие возможности для
организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное
время.
Учебный курс способствует улучшению учебной мотивации и развитию
познавательных интересов учащихся.
Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует
умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и
рационального использования свободного времени, воспитывает культуру
интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять
знания в повседневной жизни. Направленность программы: физкультурноспортивная
Уровень программы – базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
Организация образовательного процесса по программе регламентируется
следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
• Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ от
30.11.2016 г.;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован Минюстом РФ от 28.08.2018 г. № 25016);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые и модульные),
разработанные Региональным модельным центром от 2021 г.;

Приказ Управления образования местной администрации Терского
муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 31.08.2021 г.
№94 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Терском муниципальном районе».

Постановление
главы
местной
администрации
Терского
муниципального района от 14.09.2020 г. №586-п «Об утверждении Положения
о персонифицированном дополнительном образовании детей в Терском
муниципальном районе».
• Устав МКОУ СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом
возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы,
рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволят
обучающимся не только получить ответы, но и самим познавать
окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое
внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности
образовательного процесса используются современные педагогические
технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные
технологии обучения. Основной формой работы являются внеурочные
занятия, проводимые в кабинете географии и за его пределами.
Отличительная особенность:
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний,
умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность программы
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ученик, но и программа его самообучения. Педагогический контроль включает
в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение
уровня усвоения программного материала, степень сформированности
умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных
способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Программа учебного курса «Земной шар» рассчитана на 34 часов (1 раз в
неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности
ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса естественнонаучного цикла
общеинтеллектуального направления для учащихся 5-х классов. Возраст
учащихся: 11-12 лет. Сроки реализации дополнительной
общеобразовательной программы: 1 год.
Целью изучения курса внеурочной деятельности «Земной шар» - является
расширение географических знаний, умений, опыта, творческой
деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых
для понимания закономерностей и противоречий развития географической
оболочки.
Основные задачи курса:
 Сформировать системы географических знаний как компонента
научной картины мира;
 Сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска,
включающего работу с различными источниками географической
информации;
 познать на конкретных примерах многообразие современного
географического

пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать
географическую картину мира;
 Сформировать понимание главных особенностей взаимодействия
природы и общества на современном этапе его развития;
 Сформировать навыки и умения безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплекс, системное и
социально ориентированное представление о Земле как о планете людей,
являющейся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того,
география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с
территориальным (региональным) подходом как особым методом научного
познания и важным инструментом воздействия на природные и социальноэкономические процессы.
Педагогическая целесообразность реализации программы «Земной шар»
заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное
время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию
окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа
учащихся над творческими исследовательскими работами.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества; ориентацию на результаты
образования как системообразующий компонент курса, где развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и результат
образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных
особенностей обучающихся; обеспечение преемственности начального
общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет
индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей
каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения
планируемых результатов освоения внеурочного курса «Земной шар», что и
создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются: развитие практических
умений в работе с дополнительными источниками информации: различными
картами, энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной
литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. В
преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка
сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационнопоисковая деятельность; выполнение практических работ.
Содержание программы курса «Земной шар» предоставляет широкие
возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся

при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных
способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического
мышления.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
надпредметных компетенций
Требования к результатам освоения программы «Земной шар» (на
основе положений ФГОС ООО)
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают,
что «итогом обучения станут личностные и метапредметные результаты
каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах.
Предполагаемые результаты освоения программы «Земной шар»:
Личностные результаты освоения программы:
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
o осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
o умение оценивать с позиций социальных норм собственные
поступки и поступки других людей;
o эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
o патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей
стране;
o уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
o готовность к осознанному выбору дальнейшей
профессиональной траектории в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 образовательные результаты – овладение на уровне общего
образования законченной системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал
нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных
личностных качеств:
 умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным
ситуациям;
 умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
 умение использовать географические знания для адаптации и
созидательной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы:
 определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и
самостоятельно.
 учиться планировать учебную деятельность на занятии.
 высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
 работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
 тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические
задания, опросы (текущий контроль);
 индивидуальные консультации (подготовка проекта, контроль с целью
коррекции);
 самостоятельное выполнение обучающимися проектных и творческих
работ по плану или образцу (текущий контроль);
 самостоятельно, рационально и адекватно
ситуации использует средства обучения для создания и защиты
творческих, исследовательских проектных и творческих работ.
Содержание программы внеурочной деятельности «Земной шар»
1 час в неделю – 34 часов
Вводное занятие (1 час)
Организация занятий внеурочной деятельности. Определение требований к
учебной организации обучающихся в ходе реализации программы
«Занимательная география».
Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа)
Основные источники географической информации: глобус, справочники,
географические карты. Карта – величайшее творение человечества. Имена на
карте мира.
Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа)
История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности.
Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа)
Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм
рельефа на Земле. Рельеф своей местности.
Тема 4. Голубая планета (5 часа)
Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир
океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли.
Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. В мире падающей воды.
Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа)

Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление
результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные
признаки и приметы для предсказания погоды.
Тема 6. Зеленая планета (4 часа)
Удивительные растения и животные. Уникальный подводный мир, планктон,
его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Рекордсмены
животного мира. Рекорды растительного мира. Красная Книга России и КБР.
Крупные заповедники и охраняемые природные территории.
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6
часов)
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого
материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек
материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли:
особенности рельефа и природы.
Тема 8. Чудеса России (3 часа)
Знакомство с географическими чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус
(Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми),
фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.
Составление коллажей.
Тема 9. Чудеса родного края (3 часа)
Семь чудес КБР. Голубые озера. Чегемское и баксанское ущелья.
Рекреационные ресурсы республики.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной
деятельности.

Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока

Количество
часов
Вводное занятие

1 Вводное занятие
1
Тема 1. Карта – величайшее творение
2 Основные источники географической информации
1
3 Имена на карте мира.
1
Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа)
4 Вулканы, гейзеры, горячие источники
1
5 Разнообразие форм рельефа на Земле.
1
6 Рельеф своей местности.
1
Тема 4. Голубая планета
7 Водяные смерчи, бури и ураганы в море.
1
8 Растительный и животный мир океанов и морей.
1
9 Тайны Мирового океана.
1
10 Крупнейшие реки Земли.
1
11 Крупнейшие озера земли
1
Тема 5. Воздушное покрывало
12 Современные методы изучения атмосферы.
1
13 Грозные явления в атмосфере.
1
14 Местные признаки и приметы для предсказания
1
погоды.
15 Игра «Определи погоду на завтра по синоптическим
1
данным»
Тема 6. Зеленая планета
17 Удивительные растения и животные.
1
18 Уникальный подводный мир, планктон
1
19 Красная Книга России
1
20 Видеофильм «Удивительная природа».
1
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты
22 Занимательный материал по материкам
1
23 Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, 1
самая».
24 Викторина: Страны мира.
1
25 Составления визитных карточек материков.
1
26 Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
1
27 Видеофильм «Материки и страны»
1
Тема 8. Чудеса России
28 Знакомство с географическими чудесами России
1
29 озеро Байкал, Каспийское море.
1
30 Сообщения учащихся. Составление коллажей.
1
Тема 9. Чудеса родного края

31 Семь чудес КБР
32 Голубые озера. Чегемское и баксанское ущелья.
33 Викторина. Флора и фауна родного края.
Итоговое занятие
34 Обобщение и контроль усвоения материала по
программе внеурочной деятельности.

1

1

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого
развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в

российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и
других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;

— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам
различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе
на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение — формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; —
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация — самостоятельно составлять алгоритм решения
географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и
других

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические,
текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для
изучения истории географических открытий и важнейших географических
исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и
географических исследованиях Земли, представленную в одном или
нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников
и исследователей в развитие знаний о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение
Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников
и исследователей в развитие знаний о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим
картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических
карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
— применять понятия «план местности», «географическая карта»,
«аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта»,
«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и
практико-ориентированных задач;

— различать понятия «план местности» и «географическая карта»,
параллель» и «меридиан»;
— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью
дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над
горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных
наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная
порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и
океаническую земную кору;
— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны,
крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан»,
«литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для
решения познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних
процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического,
химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств
их предупреждения;
— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение
которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;

— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и
наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического
описания).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ






Разработки уроков
Рабочие программы
Технологические карты уроков
Методические пособия
Наглядные и раздаточные материалы

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.hrono.ru
http://www.geoport.ru
http://www.priroda.ru
http://www.flags.ru
http://spacedigest.com.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА А.Ж. ПАНАГОВА СЕЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ ИНАРКОЙ» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Методсовета

Заместитель директора по УВР

Директор

_______________________

______________Тумов К.В.

______________Тумова В.Х.

Протокол №____

Протокол №___

Приказ №___

от "__" ____2023 г

от "__" ____ 2023 г

от "__" ____2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Земной шар»
для 5 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Керефов Рустам Русланович
Учитель географии

с.п. Инаркой 2023г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».