Рабочая программа учебного курса по биологии Основы проектной деятельности для 5 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА А.Ж. ПАНАГОВА
с.п. ИНАРКОЙ»

Рабочая программа
учебного курса по биологии
«Основы проектной деятельности»
для 6 класса
на 2023-2024 учебный год.

Куашева Л.З., учитель химии и биологии

1. Пояснительная записка
Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для
изучения основ проектирования учащимися 5 класса основной школы.
Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности»
определяется современными требованиями в рамках нового федерального
государственного стандарта к обучающемся в части исследовательской
грамотности.
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной
деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и
умений для решения конкретных практических задач с использованием
проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся
на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное
применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных
ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта,
видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах
формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель,
ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь
пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть
проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие
результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить
рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора;
обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;
развитие творческих способностей; развитие умения анализировать,
вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал
(в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и
систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления,
способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале
формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных
типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у
учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе
выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую
направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не
только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что
понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и
расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и
проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе
осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над
проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы,
происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно
рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие
моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и
направлений. Для создания положительной мотивации к обучению
приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще
всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны
знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы,
деятельностный режим, практико-ориентированная направленность
обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий
соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого
класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет
сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в
рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир
проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению
учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении
полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для
достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп
школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их
отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса
обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем
использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в
повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания
учебного содержания.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы,
выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное
занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы,
эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические
задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое
предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо
выполнение подобных заданий в новых условиях.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в 5 класск и является
школьным компонентом базисного учебного плана.
По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а
представляет собой отдельный модуль в целой системе проектный курсов,
предназначенных для овладения проектным методом в различных
предметных направлениях и реализуемый в течение 34 часов (1 час в
неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Изучение курса «Основы проектной деятельности» дает возможность
обучающимся достичь следующих результатов развития:
1. в личностном направлении:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и по
строению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры;
 формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
 проводить рефлексию своей деятельности.
2) в метапредметном направлении:
 умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера;
 умение отбирать материал из информационных источников и
представлять ее в понятной форме;
 умение анализировать полученные данные;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий
3) в предметном направлении:









умение использовать термины «проект», «проектный продукт»,
«информация», «реферат», «алгоритм», «программа», понимание
различий между употреблением этих терминов в обыденной речи;
умение определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план проекта;
умение создавать основные слайды для презентации проекта;
умение выбирать соответствующую форму проектного продукта;
умение оформлять результаты проектной деятельности.

5. Содержание учебного предмета
Тема 1. Понятие « Проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Этапы работы над проектом.
Тема 2. Алгоритм работы над проектом(2ч.)
Учебный проект: основные этапы работы над проектом.
Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
Тема 3. Типы проектов (2ч.)
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный
проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий
проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный
продукт.
Тема 4. Поисковый (подготовительный) этап.(4ч.)
Выбор темы проекта. Постановка целей. Задачи исследований.
Формулировка гипотезы. Актуальность выбранной темы.
Тема 5. Проведение исследования. Работа в библиотеке.(9ч.)
Поиск и отбор научной литературы. Сбор информации. Проведение
практической части исследовательской работы. Составление выводов.
Тема 6. Понятие презентации. Интерфейс программы Power Point.(4ч.)
Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене
слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд отдельный кадр презентации. Программа Power Point - средство создания и
демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и
пиктограммы. Отбор содержания презентации. Жанр презентации.
Тема 7. Планирование публичного выступления.(5ч.)
Разработка плана выступления.
Тема 8.Что такое дискуссия?(2ч.)
Дискуссия. Спор. Дебаты. От чего зависит эффективность дискуссии.
Тема 9. Оценивание проекта(2ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности.
Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 10. Защита проекта. Презентация(2ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления.
Невербальные способы общения. Использование средств наглядности.
Критерий «Качество проведения презентации».
Тема 11. Анализ проекта (1ч.)
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим
проектом. Критерии эффективного публичного выступления.

6. Тематическое планирование .
№
Дата

Тема урока

Кол-во
часов

Понятие « Проект» (1ч.)
Знакомство с понятием «Проект».
1
1
Алгоритм работы над проектом (2ч.)
Основные этапы работы над проектом.
2
1
Практическая работа. Алгоритм работы над
3
1
проектом.
Типы проектов (2ч.)
Типы проектов.
4-5
2
Поисковый (подготовительный) этап. (4ч.)
Формулировка темы (актуальность)
6
1
Постановка целей.
7
1
Задачи исследования.
8
1
Формулирование гипотезы проекта.
9
1
Проведение исследования.Работа с литературой. (9ч.)
Как работать с научной литературы. Отбор и
10-11
2
поиск.
Сбор материалов.
12-13
2
Проведение практической части (анкетирование, 2
14-15
обработка результатов).
Обработка материалов исследования .
16-17
2
Структуризация выводов.
18
1
Понятие презентации. Интерфейс программы Power Point. (4ч.)
Что такое презентация? Как работать с
19
1
программой Power Point
20-21

22
23

Способы проведения презентации проектов.
Использование ПК при выполнении и
презентации проекта.
Оформление презентации
Планирование публичного выступления. (5ч.)
Планирование публичного выступления.

2

1
1

24-25
26-27
27-28

30-31

32
33
34

Этапы речи и их задачи. Вступительная часть.
Основная часть
Что такое дискуссия? (2ч.)
Что такое дискуссия? Спор. Дебаты. От чего
зависит эффективность дискуссии.
Оценивание проекта (2ч.)
Оценивание проекта Что такое экспертиза.
Проведение экспертизы своей и чужой
деятельности. Критерии оценивания проекта.
Способы оценки. Самооценка.
Защита проекта. Презентация (2ч.)
Защита проекта.
Защита проекта.
Анализ проекта (1ч.)
Анализ проекта

2
2
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».