ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа разработана в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и науки РФ, от 6 октября 2009г.№373; в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ, от 22 сентября 2011г.№2357, «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования», утверждѐнный приказом Министерства образования и науки РФ, от 6 октября 2009г.№373. Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребѐнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься. Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательноактивными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до форм уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаѐтся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в еѐ решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения. Помочь стране выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своѐ предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоутверждению). Только здоровый самоопределению, ребѐнок может самореализации, успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своѐ начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Цели программы: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своѐ здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: 1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика; 2. Профилактика вредных привычек; 3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни; 4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта; 5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; 6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Основные направления реализации программы: – организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях; – организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.); – организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года; – активное использование спортивных площадок населѐнного пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы; – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек; – санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; – организация питания учащихся; – проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, – организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; – организация и проведение профилактической работы с родителями; – организация встреч родителей с медицинскими работниками; – организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребѐнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребѐнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своѐ здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребѐнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребѐнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лѐгкости и радости. Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребѐнок – успешный ребѐнок» можно считать следующее: Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни; Отсутствие среди учащихся начальных классов курящих детей; Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района; Взаимодействие класса с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления; Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья; Намеченные преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе; 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования. Предполагаемый результат: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы. № 1. Тема Подвижные игры с Количество часов Тематическое планирование. 1 Дата проведения Элементы содержания «Тяни в круг!» «Борьба в квадратах» План Факт 2. общеразвивающим характером. Подвижные игры с прыжками. 1 «Скакуны» «Прыжок за прыжком» «Эстафета по кругу» «Попади в мяч» «Попрыгунчикиворобушки» «Поезд» 3. Подвижные игры с мячом. 1 Подвижные игры с лазанием и перелазанием. 1 4. 1 1 1 1 1 Футбол. Футбол. Футбол. Футбол. 1 «Попади в противника», «Ловцы». 1 «Поймай мяч», «Перехвати мяч». «Меж двух огней», «Движущаяся мишень ». «Мяч в корзину», минибаскетбол. 14. Спортивные игры. Спортивные игры. Спортивные игры. Спортивные игры. Подвижные игры с прыжками Подвижные игры с лазанием и перелазанием, акрабатикой, равновесием. Подвижные игры с бросками и ловлей мячей. Подвижные игры для развития внимания. Подвижные игры с общеразвивающим характером Спортивные игры. 15. Спортивные игры. 16. 17. 18. Спортивные игры. Спортивные игры. Спортивные игры. Подвижные игры с прыжками. Подвижные игры с лазанием и перелазанием. Подвижные игры с бросками и ловлей мячей. Подвижные игры для развития внимания. 1 1 1 1 1 «Быстрые руки», «Живая цель». Подвижные игры с общеразвивающим характером. Подвижные игры с лазанием и перелазанием. 1 Подвижные игры для развития внимания. 1 25. 1 26. Подвижные игры с общеразвивающим характером. «Салки ногами», «Охота на волка», мини-баскетбол. «Кто быстрее?», эстафеты. «Извилистой тропой», минибаскетбол. «Слепой козел», «Журавли», пионербол. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 1 1 1 1 1 1 1 «Охотники и утки» «Прыжок за прыжком» Мини-баскетбол. Мини-баскетбол, пионербол. Пионербол. Пионербол. Футбол. «Сороконожки», «Скакуны и прыгуны». «Мяч с четырех сторон», «Штыковая атака». «Бой с тенью», «Бешеный мяч». 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Подвижные игры с бросками и ловлей мяча. Подвижные игры с общеразвивающим характером. Подвижные игры с лазанием и перелазанием. Подвижные игры для развития внимания. 1 «Ну-ка отними!», эстафеты. 1 «Борьба за крепость», «Гонка джигитов». 1 «Поезд», «Лети лети». 1 Подвижные игры с общеразвивающим характером. Подвижные игры с бросками и ловлей мяча. Подвижные игры с прыжками. 1 «Перепригни через верѐвку», «Ястребы и ласточки». «Поднеми монету», «Конное состязание». Подвижные игры с общеразвивающим характером. 1 1 «Выталкни из круга», «Тачки». 1 «Пешкий копкар», «Прыжки по кочкам». «Брось ремешок», «Игра с палкой».