Рабочая программа спортивно-оздоровительной направленности Здоровый ребенок - успешный ребенок в 3-4 классах на 2023-2024 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа разработана в соответствии с письмом Министерства
образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16. «Требования к содержанию и
оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», на
основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и науки РФ, от 6 октября 2009г.№373; в соответствии с
приказом Министерства образования и науки РФ, от 22 сентября 2011г.№2357, «О
внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего
образования», утверждѐнный приказом Министерства образования и науки РФ, от
6 октября 2009г.№373.
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения
федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения
(ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В
проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как
специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной
части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в
форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ,
олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если
внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна
заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребѐнку выбор, чем
он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей.
Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать
возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательноактивными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна
отличаться от урочной системы обучения.
Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки
должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных
физических

упражнений:

утренней

зарядке,

гимнастике

до

форм
уроков,

физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок,
дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является
двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения

этой

деятельностью

у

младших

школьников

не

только

совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание,
мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению
увеличивает пространство, в котором школьники

могут развивать свою

творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные
качества.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо
содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они
особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения,
подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на
уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные
соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для

полной

реализации

спортивно-оздоровительного

направления

внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и
проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная
деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки,
культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно
проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а
также во время выходных дней и в каникулы.
Реализация

внеурочной

деятельности

по

спортивно-оздоровительному

направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема
сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением
процента

здоровых

детей.

Может

быть

предложено

много

объяснений

складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и

снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма
существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей
быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных
навыков сохранении

здоровья. Отсутствие личных

приоритетов здоровья

способствует значительному распространению в детской среде и различных форм
разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаѐтся проблема сохранения и укрепления
здоровья с раннего возраста. Решающая роль в еѐ решении отводится школе. Ей
доверено воспитание нового поколения. Помочь стране выйти из кризиса смогут
только успешные люди. Успешные – значит понимающие своѐ предназначение в
жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно
(способные

к

самопознанию,

самоутверждению).

Только

здоровый

самоопределению,
ребѐнок

может

самореализации,
успешно

учиться,

продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей

и

программ,

направленных

на

первичную

профилактику

злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своѐ начало в
начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек
как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение
здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на вредные привычки.
Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного
возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому
целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в
число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на
развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать
решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому
образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
 Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха;
 Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своѐ
здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы,
законами бытия.
Задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных
способностей каждого ученика;
2. Профилактика вредных привычек;
3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни;
4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и
спорта;
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения,
безопасной жизни;
6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных
ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным
видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными
предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе
в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населѐнного пункта
(футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы
программы;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных
привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей
в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского
травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
–

организация

и

проведение

исследований

уровня

физического

и

психофизического здоровья учащихся.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение
ребѐнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы
гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в
поведении. Педагог учитывает, что ребѐнок, изучая себя, особенности организма,
психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную
деятельность, формировать своѐ здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребѐнком, делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми
сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить
специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребѐнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть
здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к
людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет
действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лѐгкости и
радости.
Результатом практической деятельности по программе «Здоровый
ребѐнок – успешный ребѐнок» можно считать следующее:
 Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
 Отсутствие среди учащихся начальных классов курящих детей;
 Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района;
 Взаимодействие класса с младшими учащимися с целью просвещения и
вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья,
сценические выступления;
 Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья;
 Намеченные преемственные связи в содержании и методах воспитания в
начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе;
 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного
образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий
свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

№

1.

Тема

Подвижные игры с

Количество
часов

Тематическое планирование.

1

Дата проведения
Элементы содержания

«Тяни в круг!»
«Борьба в квадратах»

План

Факт

2.

общеразвивающим
характером.
Подвижные игры с
прыжками.

1

«Скакуны»
«Прыжок за прыжком»
«Эстафета по кругу»
«Попади в мяч»
«Попрыгунчикиворобушки»
«Поезд»

3.

Подвижные игры с мячом.

1

Подвижные игры с
лазанием и перелазанием.

1

4.

1
1
1
1
1

Футбол.
Футбол.
Футбол.
Футбол.

1

«Попади в противника»,
«Ловцы».

1

«Поймай мяч»,
«Перехвати мяч».
«Меж двух огней»,
«Движущаяся мишень ».
«Мяч в корзину», минибаскетбол.

14.

Спортивные игры.
Спортивные игры.
Спортивные игры.
Спортивные игры.
Подвижные игры с
прыжками
Подвижные игры с
лазанием и перелазанием,
акрабатикой, равновесием.
Подвижные игры с
бросками и ловлей мячей.
Подвижные игры для
развития внимания.
Подвижные игры с
общеразвивающим
характером
Спортивные игры.

15.

Спортивные игры.

16.
17.
18.

Спортивные игры.
Спортивные игры.
Спортивные игры.
Подвижные игры с
прыжками.
Подвижные игры с
лазанием и перелазанием.
Подвижные игры с
бросками
и ловлей мячей.
Подвижные игры для
развития внимания.

1
1
1
1

1

«Быстрые руки»,
«Живая цель».

Подвижные игры с
общеразвивающим
характером.
Подвижные игры с
лазанием и перелазанием.

1

Подвижные игры для
развития внимания.

1

25.

1

26.

Подвижные игры с
общеразвивающим
характером.

«Салки ногами», «Охота
на волка»,
мини-баскетбол.
«Кто быстрее?»,
эстафеты.
«Извилистой тропой»,
минибаскетбол.
«Слепой козел»,
«Журавли», пионербол.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

19.
20.
21.

22.

23.
24.

1
1

1
1

1
1

1

«Охотники и утки»

«Прыжок за прыжком»

Мини-баскетбол.
Мини-баскетбол,
пионербол.
Пионербол.
Пионербол.
Футбол.
«Сороконожки»,
«Скакуны и прыгуны».
«Мяч с четырех сторон»,
«Штыковая атака».
«Бой с тенью»,
«Бешеный мяч».

27.

28.
29.
30.

31.

32.

33.

34.

Подвижные игры с
бросками
и ловлей мяча.
Подвижные игры с
общеразвивающим
характером.
Подвижные игры с
лазанием и перелазанием.
Подвижные игры для
развития внимания.

1

«Ну-ка отними!»,
эстафеты.

1

«Борьба за крепость»,
«Гонка джигитов».

1

«Поезд», «Лети лети».

1

Подвижные игры с
общеразвивающим
характером.
Подвижные игры с
бросками
и ловлей мяча.
Подвижные игры с
прыжками.

1

«Перепригни через
верѐвку», «Ястребы и
ласточки».
«Поднеми монету»,
«Конное состязание».

Подвижные игры с
общеразвивающим
характером.

1

1

«Выталкни из круга»,
«Тачки».

1

«Пешкий копкар»,
«Прыжки
по кочкам».
«Брось ремешок»,
«Игра с палкой».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».