Аннотации к рабочим программам по кабардинской литературе для 5-11 классов

Аннотация
рабочей программе по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» в 5 – 6 классах составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования», зарегистрирован Минюстом РФ 12.07.2023г. № 74223, номер
опубликования; 0001202307140040, дата опубликования: 14.07.2023;
- Образовательной программой по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» для 5 – 9 классов для общеобразовательных
организаций;
- Основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП ООО) (ФГОС ООО).
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
Программа по кабардино-черкесской литературе концентрически расширяет
содержание, уже усвоенное в начальной школе, систематизирует
представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания
обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардиночеркесской литературы. В процессе текстуального изучения литературных
произведений продолжается на более высоком уровне развитие устной и
письменной речи, познавательной активности, логического мышления,
умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
литература» определяется сущностью литературы как феномена
национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на эмоциональном и
интеллектуальном уровне,

она приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям своего народа,
формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее
миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет
список разножанровых произведений разных эпох, авторов, разных тем для
каждой группы классов, демонстрирующих разные грани родной литературы.
Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для
национальной и отечественной культуры. Отбор произведений выполнен в
аспекте нравственно-эстетических ценностей, что позволяет учитывать
духовное развитие личности, приобщение к литературному наследию своего
народа.
Теоретико-литературные

понятия

рассматриваются

в

процессе

изучения конкретных литературных произведений. При этом используются
межпредметные связи с курсом русской литературы.
В

содержании

программы

по

родной

(кабардино-черкесской)

литературе выделяются следующие содержательные линии:
Содержательная

линия

«Литература

как

сфера

творческой

деятельности
и как

учебный предмет»,

направленная

на формирование

навыков

определения художественных и научных текстов, литературных жанров,
усвоение литературоведческих понятий для анализа художественного
произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество», направленная
на

изучение

основных

жанров

адыгского

фольклора,

определение

нравственного идеала адыгского фольклора.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардиночеркесской литературы», посвященная изучению творчества кабардинских
и черкесских писателей прошлых веков и определению его значения
для современной литературы.

Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской
литературы впервые десятилетия XX века» предполагает изучение
кабардино-черкесской литературы начала XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях
труда», направленная на изучение произведений литературы, посвященных
трудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в
мирное и военное время», предполагающая изучение литературы адыгского
народа, посвященной героям Великой Отечественной войны, патриотизму и
любви к Родине в мирное время, нравственному совершенству и внутренней
красоте человека XX века, красоте и щедрости природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о
внутреннем мире человека», направленная на изучение современной
кабардино-черкесской литературы, отражающей внутренние переживания
человека в условиях информационного общества, нравственные и духовные
трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества.
Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на
достижение следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского
народа, развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение
основным теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного
отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю
культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных
культурных ценностей народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
на основе изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную

картину

жизни,

отраженную

в

литературном

произведении,

на

эмоциональном и интеллектуальном уровне;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных

высказываниях

разных

жанров,

создавать

развернутые

высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание

культуры

понимания

«чужой»

позиции,

а

также

уважительного отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития, формирование стремления сознательно планировать и
реализовывать свое досуговое чтение.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
(кабардино-черкесской) литературы - 68 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Учебно - методические пособия:
1. Кабардино-черкесская литература: для 5 кл. общеобразоват.
учреждений / сост. Малаева Ф.Б., Шогенова А.Т. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2023.
2. Кабардино-черкесская литература: для 6 кл. общеобразоват.
учреждений / сост. Кумахова М.М., Варквасова И.П. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2023.

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» в 7 – 9 классах составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования», зарегистрирован Минюстом РФ 12.07.2023г. № 74223, номер
опубликования; 0001202307140040, дата опубликования: 14.07.2023;
- Образовательной программой по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» для 5 – 9 классов для общеобразовательных
организаций;
- Основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП ООО) (ФГОС ООО).
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
Программа по кабардино-черкесской литературе концентрически
расширяет содержание, уже усвоенное в начальной школе, систематизирует
представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания
обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардиночеркесской литературы.
В процессе текстуального изучения литературных произведений
продолжается на более высоком уровне развитие устной и письменной речи,
познавательной активности, логического мышления, умений
самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
литература» определяется сущностью литературы как феномена

национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на эмоциональном и
интеллектуальном уровне, она приобщает их к нравственно-эстетическим
ценностям своего народа, формирует духовный облик, нравственные
ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет
список разножанровых произведений разных эпох, авторов, разных тем для
каждой группы классов, демонстрирующих разные грани родной литературы.
Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для
национальной и отечественной культуры. Отбор произведений выполнен в
аспекте нравственно-эстетических ценностей, что позволяет учитывать
духовное развитие личности, приобщение к литературному наследию своего
народа.
Теоретико-литературные

понятия

рассматриваются

в

процессе

изучения конкретных литературных произведений. При этом используются
межпредметные связи с курсом русской литературы.
В

содержании

программы

по

родной

(кабардино-черкесской)

литературе выделяются следующие содержательные линии:
Содержательная

линия

«Литература

как

сфера

творческой

деятельности
и как учебный предмет»,

направленная

на формирование

навыков

определения художественных и научных текстов, литературных жанров,
усвоение литературоведческих понятий для анализа художественного
произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество», направленная
на

изучение

основных

жанров

адыгского

фольклора,

определение

нравственного идеала адыгского фольклора.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардиночеркесской литературы», посвященная изучению творчества кабардинских
и черкесских писателей прошлых веков и определению его значения
для современной литературы.

Содержательная

линия

«Становление

кабардино-черкесской

литературы в первые десятилетия XX века» предполагает изучение
кабардино-черкесской литературы начала XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях
труда», направленная на изучение произведений литературы, посвященных
трудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в
мирное и военное время», предполагающая изучение литературы адыгского
народа, посвященной героям Великой Отечественной войны, патриотизму и
любви к Родине в мирное время, нравственному совершенству и внутренней
красоте человека XX века, красоте и щедрости природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о
внутреннем мире человека», направленная на изучение современной
кабардино-черкесской литературы, отражающей внутренние переживания
человека в условиях информационного общества, нравственные и духовные
трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества.
Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено
на достижение следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского
народа, развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение
основным теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного
отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю
культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных
культурных ценностей народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
на основе изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную

картину

жизни,

отраженную

в

литературном

произведении,

на

эмоциональном и интеллектуальном уровне;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных

высказываниях

разных

жанров,

создавать

развернутые

высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание

культуры

понимания

«чужой»

позиции,

а

также

уважительного отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития, формирование стремления сознательно планировать и
реализовывать свое досуговое чтение.
Общее

число

часов,

рекомендованных

(кабардино-черкесской) литературы: - 102ч.,

для

изучения

родной

в 7 классе - 34 часа (1 час в

неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
Учебно - методические пособия:
1. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 7 кл.
общеобразоват. учреждений / сост. Х. Т. Тимижев, Л. Ф. Балова. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 320 с.
2. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 8 кл.
общеобразоват. учреждений. / сост. Б. Ч. Бижоев, М. С. Бижоева. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 383 с.
3. Кабардино-черкесская

литература:

Учебник

для

9

кл.

общеобразоват. учреждений / сост. А. Х. Хакуашев, Н. Б. Бозиева. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 224 с.
4. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 9 кл.
общеобразоват. учреждений. / сост. Б. Ч. Бижоев, М. С. Бижоева. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 495 с.

Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Родная (кабардиночеркесская) литература» в 10 - 11 классах составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования», зарегистрирован 12.07.2023г. № 74228, номер опубликования;
0001202307130017, дата опубликования: 13.07.2023;
- Образовательной программой по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» для общеобразовательных организаций;
- Основной образовательной программой среднего общего образования
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП СОО) (ФГОС СОО);
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
литература» в 10-11 классах направлено на формирование у обучающихся
представления об образной природе литературы. Литература для
обучающихся являет собой особую художественную картину мира, в которой
присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где
преобладают метафоричность и ассоциативность. Приобщение к миру
родной литературы предполагает знакомство обучающихся со своеобразием
национальной литературы, глубиной, ёмкостью, афористичностью родной
речи.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе
изучения конкретных литературных произведений. При этом используются
межпредметные связи с курсом русской литературы.

Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно
связан с предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством
повышения уровня владения родным языком и правильности речи,
обогащения словарного запаса, формирования функциональной грамотности.
Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
литература» уровня среднего общего образования выстроено по принципу
формирования историзма восприятия кабардино-черкесской литературы на
основе историко-хронологического изучения произведений кабардинской и
черкесской литературы XX века. Выбор писательских имен и произведений
обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры.
Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом,
позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к
литературному наследию своего народа.
В содержании программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе выделяются следующие содержательные линии: «Кабардиночеркесская литература по периодам» (Кабардино-черкесская литература в
годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардиночеркесская литература в годы Великой Отечественной войны и в
послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы»,
«Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская
литература в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа в литературе.
Правда жизни и уроки истории», «Народные ценности в кабардиночеркесской литературе советского и постсоветского периода», «Духовнонравственные поиски современников в прозаических и лирических
произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература
советского и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры»,
«Новая ветвь современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория
литературы» (основные теоретико-литературные понятия, способствующие
полноценному восприятию, анализу и оценке литературно-художественных
произведений).

Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено
на достижение следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование ценностного отношения к родной (кабардиночеркесской) литературе, осознание ее роли как духовной и национальной
культурной ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
(кабардино-черкесской) литературы - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Учебно - методические пособия:
1.

Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 10 кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2022. – 208 с.
2.

Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 11 кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
3.

Кабардино-черкесская литература: Учебник для 10-11 кл.

общеобразовательных учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022.

Примерное количество тематических, творческих, итоговых
контрольных работ и проектов по годам обучения

Классы

Виды работ
«Адыгэ литературэ»

5

6

7

8

9

10

11

(Кабардиночеркесская
литература)
Сочинения

2

2

2

2

2

2

2

Проекты

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

6

6

6

6

6

6

Тематические тесты (с
темой)
Всего:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».