Аннотации к раб. прогр. Кабардинский язык

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» в 2024 – 2025 учебном году в 5 – 6 классах
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» в 5 – 6 классах составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования», зарегистрирован Минюстом РФ 12.07.2023г. № 74223, номер
опубликования; 0001202307140040, дата опубликования: 14.07.2023;
- Образовательной программой по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» для 5 – 9 классов для общеобразовательных организаций;
- Основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП ООО) (ФГОС ООО).
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит
системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного

общеобразовательного

стандарта.

Использование

системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого
мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится
субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный
подход

обеспечивает

формирование

готовности

к

саморазвитию

и

непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной
среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебнопознавательную деятельность, построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая
деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
кабардинцев

и

черкесов,

отражающий

межкультурные

и

языковые

взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке,
(устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).
Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание

гражданина

Российской

Федерации,

осознающего

причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и
культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения
к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа,
ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных
ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление
лексических,

с

языковой

грамматических,

системой,

формирование

стилистических,

базовых

орфоэпических,

орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности
обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском)
языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и
жанров.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(кабардино-черкесского) языка - 136 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» в 2024 – 2025 учебном году в 7 – 9 классах
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» в 7 – 9 классах составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования», зарегистрирован Минюстом РФ 12.07.2023г. № 74223, номер
опубликования; 0001202307140040, дата опубликования: 14.07.2023;
- Образовательной программой по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» для 5 – 9 классов для общеобразовательных организаций;
- Основной образовательной программой основного общего образования
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП ООО) (ФГОС ООО).
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 7-9 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит
системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного общеобразовательного стандарта. Использование
системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого
мышления обучающихся.
При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной
учебной деятельности. Системно-деятельностный подход обеспечивает
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,
проектирование
и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение

образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая
деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
кабардинцев

и

черкесов,

отражающий

межкультурные

и

языковые

взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке,
(устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).
Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание

гражданина

Российской

Федерации,

осознающего

причастность
к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру
родного этноса и других народов России, формирование отношения к
кабардино-черкесскому

языку

как

к

духовному

наследию

народа,

ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных
ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление
лексических,

с

языковой

грамматических,

системой,

формирование

стилистических,

базовых

орфоэпических,

орфографических
и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к
анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском)
языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и
жанров.

Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(кабардино-черкесского) языка - в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8
классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Примерное количество тематических, творческих, итоговых
контрольных работ и проектов по годам обучения
Виды работ

5 класс 6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Диктанты

4

4

4

4

4

Словарные диктанты

2

2

2

-

-

Изложения

4

4

4

3

3

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

14

14

14

11

11

Тестовые работы
(промежуточные,
итоговые)
Проекты
Итоговая контрольная
работа
Всего:

Учебно-методические пособия
1.Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ»
(«Кабардино-черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021.–158с.
2.Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский
язык»). 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский
язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.
4.Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский
язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардиночеркесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» в 2024 – 2025 учебном году в 10, 11классах
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» в 10, 11 классах составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования», зарегистрирован 12.07.2023г. № 74228, номер опубликования;
0001202307130017, дата опубликования: 13.07.2023;
- Образовательной программой по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» для общеобразовательных организаций;
- Основной образовательной программой среднего общего образования
МКОУ «СОШ им. А.Ж. Панагова с.п. Инаркой» (ООП СОО) (ФГОС СОО).
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне
среднего общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
На

уровне

среднего

общего

образования

у

обучающихся

совершенствуются приобретённые ранее знания по родному (кабардиночеркесскому) языку, сформированные коммуникативные навыки и умения,
систематизируется

теоретический

материал

как

база

для

развития

практических навыков, увеличивается объём используемых обучающимися
языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения родным
языком. С целью расширения языковых возможностей обучающихся
вводятся дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации,
синтаксису и морфологии кабардино-черкесского языка, теории речевой
деятельности. Развитие и закрепление языковых умений осуществляется в

процессе

комплексного

анализа

речевых

высказываний

и

путем

практического овладения нормами кабардино-черкесского литературного
языка через создание собственных текстов. В программу по родному
(кабардино-черкесскому) языку включены понятия кавказской языковой
семьи,

диалектизма,

диалекта

и

говора,

рассматриваются

языковые

особенности и традиции адыгов. Значительное место занимают вопросы
стилистики и культуры речи.
В программе по родному (кабардино-черкесскому) языку содержится
материал,

раскрывающий

взаимосвязь

языка

и

истории,

языка

и

материальной и духовной культуры адыгского народа, представляющий
также национально-культурную специфику кабардино-черкесского языка.
Структура

содержания

программы

по

родному

(кабардино-

черкесскому) языку построена на основе тематического принципа. В
содержании выделяются следующие блоки: «Язык, общие сведения о языке,
разделы науки о языке» (включает разделы «Общие сведения о кабардиночеркесском

языке»,

диалектология»,

«Кабардино-черкесский

«Лексика.

Фразеология.

литературный

Лексикография»,

язык

и

«Фонетика.

Графика. Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование»,
«Морфология», «Синтаксис и пунктуация»), «Речь, речевое общение и
культура речи» (включает разделы «Язык и культура речи», «Стилистика и
культура речи»).
Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных
умений и культуры речи на кабардино-черкесском языке;
обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере
родного кабардино-черкесского языка;
расширение понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о
стилях, изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардиночеркесского литературного языка;

воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
национальной культуры и одному из государственных языков КабардиноБалкарской Республики.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(кабардино-черкесского) языка - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Примерное количество тематических, творческих, итоговых
контрольных работ и проектов по годам обучения
Виды работ

10 класс

11 класс

Диктанты

4

4

Словарные диктанты

-

-

Изложения

2

2

1

1

Проекты

2

2

Итоговая контрольная работа

1

1

Всего:

10

10

Тестовые работы
(промежуточные, итоговые)

Учебно-методические пособия
1. Кабардино-черкесский язык: учебник для 10-11 кл. общеобразоват.
учреждений / [В. Х. Унатлоков, А. Т. Шогенова]. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
2. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик:
Эльбрус, 2010. – 302 с.
3. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик:
Эльбрус, 2010. – 340 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».