Рабочая программа по родному (кабардино- черкесскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по кабардинскому языку для 2-класса составлена на
основе Примерной образовательной программы по учебному предмету
«Адыгэбзэ» (Кабардино-черкесский язык (родной))(далее – Программа)
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования(утв. Приказом Министерством
образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373), а также на основе Примерной
основной образовательной программы начального общего образования (одобрена
решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.
Всего 68 часов, 2 часа в неделю.
Нормативно-правовыми документами реализации ФГОС являются:
 Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от
31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6
октября 2009г.№373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016
№40936).


«Санитарно-эпидемиологичесие требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)» СП
3.1/2.4.3598-20.(в новой редакции от 02.12.2020 N 39,от24.03.2021 N 10)
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
«Адыгэбзэ» (Родной (кабардино-черкесский) язык)

Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования.
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью
истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с
учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие

любых

форм

поведения,

направленных

на

причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к
изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального

общего

образования

познавательные

универсальные

универсальные

учебные действия,

у

обучающегося

учебные

будут

действия,

регулятивные

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные

действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя

формулировать

цель,

планировать

изменения

языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью
словарей, справочников);

соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в

информационно-телекоммуникационной

сети

«Интернет»

(информации

о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
лингвистической

создавать

информации,

схемы,

таблицы

понимать

для

представления

лингвистическую

информацию,

зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные действия

для

преодоления

речевых

и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли
и интонацию;
сравнивать

предложения

по цели

высказывания

и по интонации

(без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию,
(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки препинания в конце
предложения;
восстанавливать деформированные предложения;
анализировать

текст

с

нарушенным

порядком

предложений

и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его теме
или по его главной мысли;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам, составлять текст
по его началу и по его концу;
распознавать

тексты

разных

типов:

описание,

повествование

и

рассуждение;
составлять

небольшие

повествовательные

и

описательные

тексты

на близкую жизненному опыту обучающихся тему (после предварительной
подготовки);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове
по заданным параметрам;
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать
и классифицировать слова по слоговому составу;
переносить часть слова по слогам, соблюдать правила переноса:
не оставлять одну букву на строчке и не переносить одну букву на другую
строчку, не делить специфические сложносоставные буквы, при этом можно
оставлять сложносоставную букву с компонентом у (ху, гу, гъу, хъу, кхъу
и так далее) одну на строке, если при чтении слышится звук [ы];
обозначать звуки [э], [йы], [йэ] в начале слова буквами а, и, е;
определять буквы э (русск.), ю, ё в заимствованных словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах
с йотированными гласными е, и в начале слова и ё, ю, я;
различать в слове букву у, определять случаи, когда она обозначает
гласный звук, а когда согласный звук не писать после согласной у букву ы;
определять разделительный ы перед у в словах къыу, сэхыу и так далее;
определять слова, в которых разделительный ы не нужен («сыхьт и у»,
«насып и у» и так далее);
обозначать звуки [пI], [тI] буквами п и т на письме перед буквами кI, лI,
пI, фI, цI, тI, щI, къ, къу;
осуществлять

звуко-буквенный

разбор

слова

самостоятельно

по предложенному в учебнике алгоритму;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
использовать

алфавит

при

работе

со

словарями,

справочниками,

каталогами;
различать слова, обозначающие предметы, собственные и нарицательные
имена существительные (без введения терминологии), слова, которые отвечают
на вопрос «хэт?» («кто?»), «сыт?» («что?»), определять форму числа имён
существительных (без введения терминологии);
различать слова, обозначающие признаки предметов и отвечают на вопрос
«сыт

хуэдэ?»

(«какой?»),

иметь

представление

о

словах

близких

и

противоположных по значению (без терминологии), понимать их значение и
употребление в речи, опознавать форму единственного и множественного числа
имён прилагательных, находить их в предложении;
различать слова, обозначающие действия предметов и отвечают на
вопросы «сыт ищIэр?» («что делает?»), «сыт ищIар?» («что делал?»), «сыт
ищIэнур?» («что будет делать?») и соотносить их с определенной частью речи,
понимать значение глаголов и нормы употребления их в речи, опознавать форму
числа

глаголов,

её роль в предложении;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу
усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол (без
введения терминологии);
иметь представление о послелогах, их расположение, значение (простые
формы), находить послелоги в предложении и применять подходящие послелоги
в речи;
находить корень слова, однокоренные слова в тексте, в речи, подбирать
проверочные слова, работать со словарём;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
излагать содержание исходных текстов в 30-45 слов, создавать тексты
и сочинения в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец

предложений;
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному
рисунку, на определённую тему;
различать

слово,

предложение

и

набор

слов,

не

являющийся

предложением, устанавливать связь слов в предложении, выделять предложения
из речи;
определять

главные

члены

предложения

(без

терминологии),

распространённые и нераспространённые предложения, их отличительные
признаки;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку,
вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
писать диктант, изложения и сочинения применяя изученные правила
правописания: 35-45 слов, списывание: 18-25 слов, словарный диктант: 9-10 слов.
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах
с йотированными гласными ё, ю, я и е, и в начале слова, написанию орфограммы
ы после лабиализованных;
использовать знание последовательности букв в кабардинском алфавите
для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и другое);
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по
частям речи (существительное, прилагательное, глагол (без терминологии);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка
(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
осознавать признаки текста как объёмного высказывания, (несколько
предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом по
смыслу);
составлять текст в устной и письменной форме, по опорным словам,
по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста; 
объяснять в каких случаях определительные словосочетания пишутся
слитно; 
использовать в речи слова речевого этикета в ситуациях повседневного

общения (приветствие, прощание, благодарность).

Содержание начального общего образования по учебному предмету «Адыгэбзэ»
(Родной(кабардино-черкесский) язык)

2 КЛАСС
Для чего нужна речь? Язык и речь - общие черты и различия. Общение.
Текст, предложение, слово. Тема, главная мысль текста, заголовок по теме
или по главной мысли. Виды текстов: описание, повествование и рассуждение.
Звуки и буквы. Текст (виды текстов, предложение, слово).
Звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы. Гласные звуки. Развитие речи. Рассказ по картинке
«Экскурсия в лес». Согласные звуки. Слог. Перенос слова. Звук э. Согласные
звуки пI, тI. Правописание букв п и т вместо звуков [пI] и [тI], которые
слышатся перед звуками [кI] [кIу] [къ] [къу] [лI] [тI] [фI] [щI] [цI] [I] [Iу].
Разделительный

ы

в слове. Буква у. После буквы у буква ы не пишется. Буква и. Буква е. Буква э.
Буквы ю, я. Буква ё. Звонкие и глухие согласные. Звуко-буквенный разбор слова.
Сложносоставные буквы алфавита. Ударение. Алфавит.
Устный рассказ «Приглашаю в город Нальчик». Рассказ-описание «Осень»:
(приметы осени, как не простудиться, что нравится, и что нет в этом времени
года). Контрольное списывание.
Слово.
Слова, обозначающие собственные и нарицательные имена. Заглавная
буква в именах и фамилиях, в кличках животных. Названия сёл, улиц, рек с
заглавной буквы. Однозначные и многозначные слова. Слова, которые отвечают
на вопрос «хэт?» («кто?»), «сыт?» («что?»). Слова, которые отвечают на вопрос
«сыт хуэдэ?» («какой?»). Слова, которые отвечают на вопрос «сыт ищIэр?» («что
делать?»)

Проектное задание «Государственные символы России и КабардиноБалкарской Республики». Практическая работа (подготовка статьи в детский
журнал «Нур»). Устный рассказ «Мои любимые занятия». Устный рассказ «Как я
помогаю маме».
Послелоги.
Корень слова. Однокоренные слова.
Речевой этикет «Приветствие».
Предложение.
Речь состоит из предложений. Главные члены предложения. Виды
предложения по цели высказывания. Сравнение предложений по интонации.
Связь

слов

в

предложении.

Распространённые

и

нераспространённые

предложения
Обучающее изложение «Друзья». Устный рассказ «Мой родной язык».

Учебно-тематический план

2 класс (68 часов)
Блок

Тема и краткое содержание

Повторени
е
пройденно
го
материала
в 1 классе

Для чего нужна речь? Язык и речь
– общие черты и
различия. Общение. Родной язык –
средство
единения
народа.
Государственные
языки
Кабардино-Балкарской
Республики.
Текст,
предложение, слово. Тема, главная
мысль текста, заголовок по теме или
по главной мысли. Виды текстов:
описание, повествование и
рассуждение.

Кол- во
часов

5

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Различать понятия «речь», «текст»
«предложение», «слово», «слог»,
«ударение»,
«звук», «гласный»,
«согласный»,
«слог-слияние»,
выделять
из
речи,
текста
предложения, делить их на слова, а
слова на слоги и звуки, звуки
обозначаются буквами на письме,
различать звуки и буквы.
Отличать
текст
от
набора
предложений, определять тему и
главную
мысль
текста,
озаглавливать текст по его теме

Звуки и буквы. (Макъхэмрэ
хьэрфхэмрэ).
Текст
(л1эужьыгъуэхэр, псалъэуха,псалъэ).

Звуки
и
буквы
(Макъхэмр
э
хьэрфхэмр
э)

Гласные
звуки и буквы
(Макъзешэхэмрэ
хьэрфзешэхэмрэ).
Гласные звуки (Макъзешэхэр).

Развитие речи. Рассказ по
картинке «Экскурсия в лес».
Согласные
звуки
(Макъ
дэкӀуашэхэр).
Слог
(Пычыгъуэ).
Перенос слова
(Псалъэр зэрырахьэкIыр).
Звук Э и буква А в основе
слова
(Макъзешэ
э-р
хьэрфзешэ
а-кӀэ
къызэрагъэлъагъуэр).
Согласные звуки ПI, ТI (ПI, тI
макъ
дэкӀуашэхэр).
Правописание букв п и т
вместо звуков [пI] и [тI],
которые
слышатся
перед
звуками [кI] [кIу] [къ] [къу]
[лI] [тI] [фI] [щI] [цI] [I] [Iу]
(ПI, тI макъ дэкӀуашэхэм я
пIэкIэ хьрфхэу п, т зэратхыр).
Разделительный Ы в слове
(ЗэпэщӀэзых
Ы). Развитие
речи.
Работа
с
деформированным
текстом
«Наша школа».
Буква У
(Хьэрф У-р). После буквы У
буква Ы не пишется (Хьэрф ум и ужькӀэ ы зэрамытхыр).
Буква И (Хьэрф И-р). Буква Е
(Хьэрф Е-р). Буква Э (Хьэрф
Э-р къызэрыкIуэр). Буквы Ю,
Я (Хьэрф Ю, Я-хэр). Буква Ё
(Хьэрф Ё-р).
Звонкие и глухие согласные

или по его главной мысли.
распознавать тексты разных типов:
описание,
повествование
и
рассуждение.
Моделировать
предложения,
распространять
и
сокращать
предложения в соответствии с
изменением модели.
Сравнивать
собственные
предложения с заданной моделью.
Отличать гласный и согласный
звуки, давать характеристику звука.
20

Определять
отличительные
признаки звуков и букв.
Определятьотличительныепризнаки
гласных и согласных

букв,
правильно
произносить
звуки в слове и вне слова, звонкие и
глухие согласные, определять в
слове
количество гласных и
согласных звуков.
Делить слова на слоги, переносить
слова
по слогам, соблюдать
правила переноса, определять в
слове количество слогов.
Находить
по
определенным
признакам изучаемые орфограммы
в
словах;
формулировать
орфографические
правила,
находить
проверочные
слова,
упражнения
в
правильном
написании слов (после согласной
буквы у не пишется ы: (у[ы]нэ), в
начале слава слышится э, но всегда
пишется а: [э]слъэн – аслъэн.
Обозначать
звуки
[пI],
[тI]
буквами п и т на письме перед
буквами кI, лI, пI, фI, цI, тI, щI, къ,
къу; обозначать буквами е и и
сочетания двух звуков в начале
слова:
[йэ], [йы]; обозначать
буквами ё, ю, я сочетания звуков
[йо], [йу], [йа]; буквы к, ю э
(русск.) ё в заимствованных словах
и сочетание йо-, иу- йоджэ, иумыт
в исконных словах кабардинского
языка.
Осуществлять
звукобуквенный
разбор
слова.
Устанавливать
соотношение

(Макъ
дэкӀуашэ
жьгъыжьгъхэмрэ
дэгухэмрэ).
Развитие
речи.
Рассказ-

звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я.

Слово.
(Псалъэ)

описание «Осень»: (приметы
осени, как не простудиться,
что нравится, и что нет в
этом времени года). Звукобуквенный разбор слова (Макъхьэрф
псалъэр
зэрызэхэтыр
зэпкърыхын).
Сложносоставные
буквы
алфавита
(Хьэрф
зэгуэткIэ
къагъэлъагъуэ
макъхэр).
Контрольное
списывание.
Ударение (Ударенэ).
Алфавит (Адыгэ алфавит).
Развитие речи. Устный рассказ
«Приглашаю в город
Нальчик».
Слово
(Псалъэ).
Слова, 12
обозначающие собственные и
нарицательные имена. (ЦIэ
унейхэмрэ
зэдайхэмрэ).
Практическая
работа
(подготовка статьи в детский
журнал «Нур»). Заглавная буква
в
именах
и
фамилиях
(УнэцӀэхэмрэ
цIэхэмрэ
хьэрфышхуэкӀэ
кърагъажьэу
зэратхыр),
в
кличках
животных
(Псэущхьэхэм фӀащ цӀэхэр
хьэрфышхуэкӀэ
кърагъажьэу
зэратхыр).
Развитие
речи.
Устный рассказ «Мои любимые
занятия». Названия сёл, улиц,
рек
с
заглавной
буквы
(Къалэхэм,
кьуажэхэм,
уэрамхэм, псыежэххэм я цӀэхэр
хьэрфышхуэкIэ
кърагъажьэу зэратхыр).
Однозначные и многозначные
слова.
(Зи
тхык1эрэ
зи
къэпсэлъык1эрэ зэтехуэу, ауэ
мыхьэнэ
зэрыз
къэзыгъэлъагъуэ
псалъэхэр).
Слова, которые отвечают на
вопрос кто? что? (Хэт? Сыт?
упщIэхэм
жэуап
хуэхъу
псалъэхэр.). Развитие речи.
Устный
рассказ «Как
я
помогаю
маме».
Слова,
которые отвечают на вопрос
какой? (Сыт хуэдэ? упщIэм
жэуап
хуэхъу
псалъэхэр).
Слова, которые отвечают на

Отличать
специфические
согласные кабардинского языка
(наличие
большого
количества
знаковых сочетаний в алфавите,
обозначение одной буквой разных
фонем [у] уафэ, [у] бзу – у.
Называть
правильно
буквы,
располагать их в алфавитном
порядке.
Располагать заданные слова в
алфавитном порядке.
Работать
со
словарями,
ориентироваться в алфавитном
столбике.
Различать слово и обозначаемый
им предмет.
Объяснять значение слов с опорой
на контекст.
Различать
собственные
и
нарицательные имена, правильно
оформлять имена собственные при
письме, выбирать подходящие по
смыслу
отрабатывать
навык
правописания
имен,
фамилий,
составлять
предложения
с
использованием имен собственных.
Задавать вопросы хэт? (Кто?),
сыт? (Что?). Различать правило в
русском и кабардинском языке
(Вопрос хэт? (Кто?) задается
только человеку, все остальные
слова отвечают на вопрос сыт?
(Что?). Различать слова, которые
пишутся и произносятся одинаково,
но имеют разное значение: хьэ – хьэ
(собака – ячмень, дзэ – дзэ (зубы –
войка).
Различать слова, обозначающие
признаки предметов, (без введения
термина),
различать
слова,
называющие предмет и признак
предмета,
правильно
задавать
вопрос,
отвечать
на
вопрос,
находить в предложении, в тексте
слова, отвечающие на вопрос какой?
(сыт хуэдэ? дэтхэнэ?).
Различать слова, обозначающие
действия предметов (без введения
термина), вопросы сыт ищIэр? сыт
къыщыщIыр? Различать слова,
называющие предмет и его

вопрос что делать? (Сыт
ищIэр? упщIэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр).
Проектное
задание
«Государственные
символы России и Кабардино
Балкарской Республики».

действие,
называть
действия
предметов окружающего мира.

Послелоги
(Послелогх
эр)

Послелоги (Послелогхэр)

2

Корень
слова
(Псалъэ
лъабжьэ)

Корень
слова
(Псалъэ
лъабжьэ).
Однокоренные
слова
(Псалъэ
зэлъабжьэгъухэр).
Развитие
речи.
Речевой
этикет
«Приветствие».

5

Предложен
ия
(Псалъэуха
)

Предложения
(Псалъэуха).
Речь состоит из предложений
(Бзэр
псалъэухаурэ
зэрызэхэтыр). Главные члены
предложения (Псалъэухам хэт
псалъэ
нэхъыщхьэхэр).
Развитие
речи.
Устный
рассказ «Мой родной язык».
Виды предложения по цели
высказывания.
Сравнение
предложений по интонации.
(Псалъэуха
лIэужьыгъуэхэр).
Связь слов в предложении
(псалъэ
зэпхахэр).
Распространенные
и
нераспространенные
предложения (Псалъэухам хэт
псалъэхэр
зэрызэпхар.
Псалъэуха убгъуа, мыубгъуа).
Развитие
речи. Обучающее
изложение «Друзья».

15

Познакомиться
с
наиболее
употребительными послелогами.
Различать
слова
послелоги,
находить их в тексте.
Определять
послелоги,
их
расположение, значение (простые
формы), находить послелоги в
предложении и применять
подходящие послелоги в речи.
Выделять корень слова (простые
случаи).
Различать однокоренные слова;
находить однокоренные слова и
выделять корень слова.
Упражняться в различении разных
форм слова по вопросам.
Находить
корень
слова,
однокоренные слова в тексте, в речи,
подбирать
проверочные
слова,
выделять корень в однокоренных
словах, работать со словарем.
Различать предложения и слова.
Выполнять
упражнения
в
нахождении в составе предложения
всех словосочетаний.
Определять тип предложения по
цели
высказывания
и
эмоциональной окраске.
Сравнивать
предложения
по
интонации,
по
эмоциональной
окраске.
Задавать вопросы к главным членам
предложения.
Составлять
предложение
по
вопросу, по опорным словам, по
сюжетному
рисунку,
на
определенную тему.
Устанавливать связь слов
в
предложении,
выделять
предложения из речи.
Определять
главные
члены
предложения, распространенные и
нераспространенные предложения,
их
отличительные
признаки
(простые признаки, наличие других

слов, кроме главных членов).
Употреблять заглавную букву в
начале предложения, ставить точку,
вопросительный, восклицательный
знаки в конце предложения.
Развитие речи. Составлять устный
и письменный рассказ (описание,
рассуждение).
Участвовать в аукционе рассказов,
составлять мозайку рассказов.
Работать
с
деформированным
текстом. Писать предложение по
памяти,
небольшое
изложение,
сочинение-миниатюру.
Проводит
поиск нужной инфомации по
прочитанному. Готовить проект,
презентовать
ее.
Смотреть
мультфильмы
с
нартами
(мифическими героями адыгов) с
обсуждением, давать словесную
характеристику героям нартского
эпоса. Решать тестовые задания.

Контрольн
оизмерител
ьн ые
диагности
че ские
мероприят
и я за 2
класс

Словарные
диктанты,
контрольные
диктанты,
изложения,
сочинения,
контрольное списывание.
Проектное
задание «Наши
меньшие друзья».

9

Применять правила правописания
(в объеме содержания курса 2
класса).
Писать диктант, изложения и
сочинения применяя изученные
правила
правописания:
контрольный диктант: 35-45 слов,
списывание: 18-25 слов, словарный
диктант: 9-10 слов. Овладевать
первичными
навыками
клавиатурного письма при работе
над творческими проектами и с
электронным
приложением
к
учебнику, при работе с заданиями в
тестовой форме, в том числе с ЭОР и
ЦОР.

Поурочно-тематическое планирование
№

Тема урока

уро
ка

Колво

Дата

часов

план

1

05.09.

I. Къытегъэзэжыныгъэ (1сыхь.)
1

Псалъэуха. Псалъэ. Макъ. Хьэрф.
II. Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ (сыхь.35 )

2

Макъзешэхэр.

1

07.09.

3

Макъ дэкIуашэхэр.

1

12.09.

4

Къызэрапщытэ диктант грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу

1

14.09.

5

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

19.09.

6

Пычыгъуэ.

1

21.09.

7

Псалъэр зэрырахьэкIыр.

1

26.09.

8

Псалъэр зэрырахьэкIым теухуа лэжьыгъэхэр

1

28.09.

9

Изложенэ

1

03.10.

10

. Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а-кIэ
къызэрагъэлъагъуэр.

1

05.10.

11

. Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а-кIэ
къызэрагъэлъагъуэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

10.10.

12

ПI, тI макъ дэкIуашэхэр.

1

12.10.

13

ЗэпэщIэзых ы.

1

17.10.

факт

14

ЗэпэщIэзых ы-м теухуа лэжьыгъэхэр.

1

19.10.

15

Бзэм зезыгъэужь сочиненэ.

1

24.10.

16

Хьэрф у-р

1

26.10.

17

Хьэрф у-м и ужькIэ ы- зэрамытхыр

1

07.11.

18

Хьэрф у-м и ужькIэ ы- зэрамытхым теухуа
лэжьыгъэхэр.

1

09.11.

19

Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэхэр щIыгъуу.«Фонетикэ»

1

14.11.

20

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

16.11.

21

Хьэрф и,е-хэр.

1

21.11.

22

Хьэрф э-р къызэрыкIуэр.

1

23.11.

23

Хьэрф ю,я-хэр.

1

28.11.

24

Хьэрф ю,я-хэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

30.11.

25

Хьэрф ё-р.

1

05.12.

26

Хьэрф ё ю,я-хэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

07.12.

27

Изложенэ.

1

12.12.

28

Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ.

1

14.12.

29

Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ
теухуа лэжьыгъэхэр

1

19.12.

30

Хьэрф зэгуэткIэ къагъэлъагъуэ макъхэр.

1

21.12.

31

Ударенэ

1

26.12.

32

Ударенэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

28.12.

33

Адыгэ алфавит.

1

09.01.24

34

Бзэм зезыгъэужь сочиненэ.

1

11.01.

35

Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ теухуа творческэ
проектхэм щелэжь урок.

1

16.01.

36

Изложенэ.

1

18.01.

III Псалъэ. (сыхь.20 )
37

УнэцIэхэмрэ цIэхэмрэ хьэрфышхуэкIэ
кърагъажьэу зэратхыр.

1

23.01.

38

УнэцIэхэмрэ цIэхэмрэ хьэрфышхуэкIэ
кърагъажьэу зэратхым теухуа лэжьыгъэхэр

1

25.01.

39

Псэущхьэхэм фIащ цIэхэр
хьэрфышхуэкIэкърагъажьэу зэратхыр.

1

30.01.

40

Къалэхэм, къуажэхэм, уэрамхэм, псыежэххэм я 1
цIэхэр хьэрфышхуэкIэ кърагъажьэу зэратхыр.

01.02.

41

Хэт? Сыт? упщIэхэм жэуап хуэхъу псалъэхэр.

1

06.02.

42

Хэт? Сыт? упщIэхэм жэуап хуэхъу псалъэхэм
теухуа лэжьыгъэхэр.

1

08.02.

43

Сыт хуэдэ? упщIэм жэуап хуэхъу псалъэхэр.

1

13.02.

44

Сыт хуэдэ? упщIэм жэуап хуэхъу псалъэхэм
теухуа лэжьыгъэхэр

1

14.02.

45

Сыт ищIэрэ? упщIэм жэуап хуэхъу псалъэхэр.

1

20.02.

46

Сыт ищIэрэ? упщIэм жэуап хуэхъу псалъэхэм
теухуа лэжьыгъэхэр.

1

22.02.

47

Къызэрапщытэ диктант грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

1

27.02.

48

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

29.02.

49

Послелогхэр.

1

05.03.

50

Послелогхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

07.03.

51

Бзэм зезыгъэужь сочиненэ.

1

12.03.

52

Псалъэ лъабжьэ.

1

14.03.

53

Псалъэ зэлъабжьэгъухэр.

1

19.03.

54

Псалъэ лъабжьэ, псалъэ зэлъабжьэгъухэм
теухуа лэжьыгъэхэр.

1

21.03.

55

Щхьэзакъуэ лэжьыгъэ. Псалъэ лъабжьэ. Псалъэ 1
зэлъабжьэгъухэр.

04.04.

56

Изложенэ.

1

09.04.

IV Псалъэуха (сыхь.12 )
57

Бзэр псалъэухауэрэ зэрызэхэтыр.

1

11.04.

58

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр.

1

16.04.

59

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэм теухуа
лэжьыгъэхэр.

1

18.04.

60

Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэпхар.

1

23.04.

61

Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэпхам теухуа
лэжьыгъэхэр

1

25.04.

62

ЗэраIуатэ, зэрыупщIэ,хэIэтыкIа псалъэухахэр.

1

30.04.

63

ЗэраIуатэ, зэрыупщIэ,хэIэтыкIа псалъэухахэм
теухуа лэжьыгъэхэр

1

02.05.

64

ЗэраIуатэ, зэрыупщIэ,хэIэтыкIа псалъэухахэм
теухуа лэжьыгъэхэр

1

07.05.

65

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

1

14.05.

66

Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.

1

16.05.

67

Илъэсым яджам къытегъэзэжын.

1

23.05.

68

Бзэм теухуауэ ягъэхьэзыра проектхэм я
гъэлъэгъуэныгъэ

1

28.05.

Календарнэ-тематическэ план
№

Темэхэр

Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ.
Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр. Лъабжьэр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, граммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
5
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр.
6
Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.
7
Бзэм зегъэужьын. Изложенэ «Вак1уэдэк1».
8
Щыуагъэхэм елэжьыжын. Словарнэ диктант.
9
ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр.
10-11 Падеж к1эуххэм я тхык1эр.
1
2-3
4

12

Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, грамммэтическэ

Сыхьэ
Зэманыр
т
Щек1у
бжыгъ Щек1уэ
э
к1ынур
эр
к1ар
1
05.09.2023
2
12.09.2023
1
19.09.2023
1
1
1
1
1
2
1

26.09.2023
03.10.2023
10.10.2023
17.10.2023
24.10.2023
07.11.2023
14.11.2023
21.11.2023

13-14
15-16
17
18-19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
Щыуагъэхэм елэжьын. Послелогым и мыхьэнэр абы и
къэк1уэк1эр.
Плъыфэц1э л1эужьыгъуэхэр, абыхэм падежк1э
зэрызахъуэжыр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, грамммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Ейгъэ цIэпапщIэхэр.
Словарнэ диктант.Ц1эпапщ1эм теухуауэ яджар
къэпщытэжын.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, граммэтическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу).
Унафэ щIыныгъэ глагол.
Глаголым и зэманхэр.
Къызэрапщытэ тетхык1ыныгъэ.
Глаголым и щхьэр.
Ет1уанэ щхьэ.
Глаголым я спряженэр.
Зэры-,щ1э-,мы-,ф1э- префиксхэм я тхык1эр.
Бзэм зегъэужьын. Изложенэ «Тхьэрыкъуэхъумрэ анэмрэ».
БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр.
Къызэрапщытэ лэжьыгъэ (диктант, грамм.лэжьыгъэ
щ1ыгъуу).

2

1

28.11. 2023
05.12.2023
19.12. 2023
26.12.2023
09.01. 2024

2
1
1

16.01.2024
23.01.2024
30.01.2024

1

06.02.2024

2

13.02.2024
20.02.2024
27.02.2024
05.03.2024
12.03.2024
19.03.2024
09.04.2024
16.04.2024
23.04.2024
30.04.2024
07.05.2024
14.05.2024

2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарнэ-тематическэ план
№

Темэхэр

Сыхьэт
бжыгъэр

1
2
3
4
5
6-7

Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ.
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр.
Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэ.
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр.
ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ
Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур

1
1
1
1
1
2

8-9

Плъыфэц1эм и мыхьэнэр.

2

10-11 Зэгъусэу къак1уэ щы1эц1эхэмрэ плъыфэц1эхэмрэ.

2

Зэманыр
щек1уэ
щек1уэ
к1ар
к1ынур
07.09.2023
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023
09.11.2023
16.11.2023
23.11.2023

12
Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэ.
13-14 Щхьэ цIэпапщIэхэр.

1
2

15-16 Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр.

2

17
Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэ.
18-19 Глаголымк1э гурыIуэгъуэ.

1
2

20-21 Инфинитив.

2

22
23
24
25-26

Глаголым и зэманхэр
Щыуагъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр.
Япэ щхьэ.
Ещанэ щхьэ.

27
Глагол префиксхэмк1э гуры1уэгъуэ.
28-29 Псалъэпкъым а-мрэ э-мрэ зэрыщатхыр.
30
31
32
33
34

Щыуагъэхэм елэжьыжын.
БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Зэрабж бжыгъэц1эхэр.
Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъэц1эхэр.
Къытегъэзэжыныгъэ.

1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1

30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023
28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024
15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
21.03.2024
04.04.2024
11.04.2024
18.04.2024
25.04.2024
02.05.2024
16.05.2024
23.05.2024

1. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
1. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
Дополнительная литература, словари
2. Сборник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М.,
АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
3. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской
грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
4. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм
щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /
[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
5. Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]: около

30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;
С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард.
науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС,
1955. – 1055 с.
6. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т.
Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
7.

Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II

части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
8. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture
dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
9. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000
слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
10. Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. –
Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
11. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок.
31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад.
наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
12. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского
языка: (Для шк.) / - Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.

13. Зекореев

Н.

Н.

Школьный

русско-кабардино-черкесский

терминологический словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов
/ Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.
14. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000
слов / Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч.Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
15. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь

кабардино-черкесского

языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. –
1133 с.
16. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев и
др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований Правительства
КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905
г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.
Электронные ресурсы
17. Портал

«Российское

образование»

//

URL: www.edu.ru

(дата

обращения 21.06.2021).
18. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
19. Единое окно доступа

к образовательным ресурсам.

// URL:

http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
20. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения 21.06.2021).
21. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/
(дата обращения 21.06.2021).
22. Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал для
детей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
23. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn-90aae3anv.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.07.2021).

24. Электронная

библиотека

КБГУ

http://

(дата

http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx

обращения:

14.07.2021).
25. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для
Android) // URL: http://www.amalнtus.com/ (дата обращения 21.06.2021).
26. Образовательный

Интернет-портал

«Инфоурок»

//

URL:
(дата

https://infourok.ru/diktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html
обращения: 14.07.2021).
27. Словарь

«Лъэпкъым

и

гъуазэ»

https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki

//
(дата

URL:
обращения

21.06.2021).
28. Онлайн-словарь

«Glosbe»

https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский

//

URL:

(дата

обращения:

03.07.2021).

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».