Рабочая программа учебного курса по литературе Пишу сочинение. 10 класс

MnHucrepcrBo rrpocBerrlenur Ka6apArrHo - Ba.rrrcapcrcofi Pecuy6.nnrcn
Vupan.rrenue o6pa3oBaHrrfl uecrnofi aAMrrnrrcrparl[[

TepcKoro MyHrrqrnaJrbHoro pafi ona

MKOy (COIII uu. A.X. flauaroBa c.r. lluaprofi>>

PACCMOTPEHA

CO|NACOBAHA

Ha gaceAanr4u IIIMO
IIo rrpeAMeTaM

3auecrureru

Quronorzuecror6

qLrKJra

upororon J\b1
or 30.08.2023r.

YTBEPxtreHA

AerpeKropa uo YBP

',{uperrop MKOY
(COIII zna. A.X.
flanarosa c.n-I4n

Tyruon K.B.

Tyrvrona

[pLr

or 31.

PABOIIAfl TIPOIPAMMA
y.re6noro Kypca no "rrnrepiType <

4nr o6yraroqrxc{
na 2023

-

10 rnacca

2024 yre6nufi ro4.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по литературе «Пишу сочинение» для 10, 11 классов
общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов:
 273-ФЗ
«Об
образовании
Российской
Федерации» от
29.12.2012.ст.48.1;
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (в редакции от 11.12.2020);
 Концепция преподавания русского языка и литературы, утверждённая распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года №637- р;
 Образовательная программа среднего общего образования МКОУ «СОШ им. А.Ж.
Панагова с.п. Инаркой».
Перечень интернет – ресурсов, используемых учителем в работе:
 Министерство просвещения: http://edu.gov.ru//
 Сайт корпуса (http://cadet-vrn.ru/)
 Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru/)
 Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/)
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
 Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
 Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)
 Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)
 Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/)
 Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский
институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www.informika.ru/
 Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
 Путеводитель «В мире науки» для школьников:http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
 Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
 Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
 Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.schoolcollection.edu.ru
 База данных элементов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://www.openclass.ru/collection), http://school-collection.edu.ru/
 Педагогическая мастерская «Открытый урок» (http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/)
 Электронные библиотеки (http://www.edu.ru/db/portal/sites/elib/e-lib.htm ), коллекция
«Русская и зарубежная литература для школы»
 Сообщество взаимопомощи учителей- ttp://pedsovet.su
 Педагогическая библиотека - ttp://pedlib.ru
 http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы
 http://prezentacii.com –Готовые презентации
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными.
Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает
эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и
искусства.
Сочинение на литературную тему не только даёт образование, воспитывает, но и
развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы
обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение
для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением

способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и
образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений
различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями
вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные
сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как
вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию
сочинения по литературе.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным
художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное
своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа
рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на
уроках литературы.
Цели изучения курса:
 формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к написанию
итогового сочинения по литературе;
 совершенствование навыков
работы с текстом художественных произведений и
литературно-критических статей, овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
 совершенствование
умения оперировать теоретико-литературным понятиями и
терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и
заданиями, формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к
написанию итогового сочинения по литературе;
 формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к написанию
итогового сочинения по русскому языку.
Задачи изучения курса:
 обобщение знаний по литературе, полученных в основной школе; применение
обобщённых знаний и умений при анализе текста;
 углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
 вооружение обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования
социально активной личности,
 формирование интереса к самостоятельному литературному творчеству, развитие
литературно-творческие способности обучающихся.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и
культуроведческой.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по
литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое
восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы
обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение
для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением
способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и
образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений
различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями
2

вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные
сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как
вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию
сочинения по литературе.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным
художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное
своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа
рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на
уроках литературы.
Место учебного курса в учебном плане:
На данный курс в учебном плане в части, формируемой участниками образовательных
отношений по запросу обучающихся и родителей (законных представителей), отведено в 10
классе 34 часа (1 час в неделю) – 34 недели, в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю) – 34 недели.
Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса литературы
ведется по трем направлениям: повторение теоретической части (содержание произведений),
литературных понятий и подготовка к написанию сочинения-рассуждения по одному из
предложенных направлений.
Формы контроля.
Среди форм контроля выделяют текущий и промежуточный контроль.
Среди форм контроля выделяют текущий и промежуточный. Текущий контроль проводится
в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения
обучающимися программы курса.
К формам текущего контроля относятся:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- комплексный анализ текста;
- проверочные работы, формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после
повторения ими определённых тем;
- написание сочинений;
Формой промежуточного контроля по курсу является итоговая аттестация.
Планируемые результаты изучения курса «Пишу сочинение» в 10, 11 классах.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования в результате изучения курса выпускник научится:
- грамотно анализировать тексты программных произведений, использовать на практике
литературоведческие и литературно-критические оценки данных произведений;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных
художественных произведений,
- знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов
и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия,
эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности
художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория,
символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- самостоятельно анализировать как целое литературное произведение, так и отдельный
эпизод;
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- готовить сообщения и доклады о творчестве писателей;
- составлять конспекты критической или литературоведческой работы;
- писать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
3

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и
терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры
(роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм,
романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в
условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком,
избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по
определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с темой:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- для формирования личностных универсальных учебных действий реализовывать свой
творческий потенциал, используя следующие виды заданий:
- участие в проектах, исследованиях;
- работа в парах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
4

- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Формируемые УУД
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
- понимание основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
- осознание готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного
образования;
- осознание необходимости решать учебные и воспитательные задачи кадетского
корпуса применительно к реальным жизненным целям и ситуациям;
- осмысление специфики обучения в кадетском учебном учреждении и особенностей
профессиональной ориентации с целью подготовки к выбору военной профессии;
- обеспечение идейно-нравственной ориентации (оценивание усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор) и гражданско-патриотической позиции.
В данной таблице представлены виды заданий для формирования личностных УУД
Личностные УУД
Пути формирования личностных УУД
1. Положительное отношение к учению, к Упражнения, стимулирующие познавательную
познавательной деятельности
деятельность (найти информацию, дополнить
текст, заполнить таблицы)
2. Желание приобретать новые знания, Работа с интересными текстами на различные
умения, совершенствовать имеющиеся
темы, обсуждение тем
Желание осознавать свои трудности и Анализ и синтез текста
стремиться к их преодолению
3. Желание осваивать новые виды Разнообразие упражнений (ответы на вопросы,
деятельности
заполнение таблиц, подготовка презентаций и
докладов)
4. Желание участвовать в творческом, Выполнение проектов, написание сочинений
созидательном процессе
5. Осознание себя как индивидуальности и Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о
одновременно как члена общества
своем хобби и т.д.
6. Признание для себя общепринятых Обсуждения поведения персонажей текстов и их
морально-этических норм
действий
7. Осознание себя как гражданина, как Тексты и темы для обсуждения о городах
представителя
определенного
народа, России, о городе воинской славы Воронеже, о
определенной
культуры;
Интерес
и роли и месте родного края в истории страны, о
уважение к другим народам, проявление достопримечательностях, знаменитых людях и
толерантности к проявлению иной культуры событиях России и других стран.
(социокультурный компонент)
8. Создание у ученика целостной картины Тексты, упражнения, темы для обсуждения по
мира и понимания собственной личной экологии. Работа в парах и группах.
ответственности за будущее планеты и
человечества
9. Развитие критического мышления Анализ
текстов,
поведения
персонажей,
школьника, ценностных ориентаций , чувств сопоставления явлений.
и эмоций
5

Регулятивные:
- формирование действий целеполагания, включая способность;
ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и
оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи
является формирование способности к проектированию.
Коммуникативные:
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы;
- практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и
сотрудничества;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
- действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
- учитывать намерения и способы коммуникации партнёра,
- выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для
регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного
речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Познавательные:
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и
сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное
обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаковосимволических средств, широкого спектра логических действий и операций.

6

Содержание учебного курса 10 класс
Предмет изучения курса - 1 ч.
Требования к письменному экзамену по литературе. Система заданий. Система подготовки.
Особенности выпускного сочинения- 1 ч.
Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии
оценок. Классификация ошибок. Редактирование
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к письменному экзамену
по литературе – 3 часа.
Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению- 1 час.
Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры
ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы - 1 час.
Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения - 1 час.
Подготовка к написанию сочинения – 30 часов.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного - 1час
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического
сочинения
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного – 1час.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического
сочинения
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного - 1 час.
Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как жанр ученического сочинения - 1 час.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного - 1 час.
Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения - 1 час.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного - 1 час.
Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра - 1 час
Как работать с черновиком и планом сочинения - 1 час.
Как анализировать художественное произведение - 1 час.
Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое,
аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое) - 1 час.
Технология написания сочинения: урок-практика - 1 час
Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды. Технология
написания сочинения: урок-практика- 1 час.
Как писать основную часть сочинения. Технология написания сочинения: основная часть.
Технология написания сочинения: урок-практика- 2 часа.
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением - 3 часа
Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические
ошибки) - 3 часа
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Работа над
черновиком. - 1 час.
Итоговое сочинение - 2 часа.
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного 2 часа.

7

Содержание учебного курса 11 класс
Предмет изучения курса. Как работать над сочинением по литературе - 4 часа.
Задачи курса. Выпускное сочинение по литературе. Как работать над сочинением.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом.
Сочинение-рассуждение (композиция, особенности).
Пишем сочинение-рассуждение по тексту художественного произведения – 13 часов.
Вспоминаем технологию написания сочинение-рассуждение по тексту художественного
произведения. Работа с текстом. Анализ прочитанного. Этапы работы над сочинением.
Структура сочинения. Вступление. Основная часть. Аргументация. Заключительная часть
сочинения. Речевое оформление сочинения. Практические занятия по написанию сочинения.
Сочинение - рассуждение по русскому языку-17 часов.
Проблема текста - 2 часа.
Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по
русскому языку в 11 классе. Тема и проблема текста. Виды и категории проблем,
рассматриваемых авторами в исходных текстах. Зачин сочинения-рассуждения. Роль
вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.
Комментарий к проблеме- 2 часа.
Комментарий основной проблемы текста. Как прокомментировать проблему. Виды
комментария.
Авторская позиция- 2 часа.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и
синтаксические средства выражения авторской позиции.
Аргументация собственной позиции- 2 часа.
Аргументация собственной позиции. Способы ввода аргументов. Практическое занятие.
Работа с текстом. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме
Заключительная часть сочинения -2 часа.
Теоретические сведения: как писать заключительную часть сочинения. Практическое
занятие.
Технология написания сочинения - 2 часа.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Как писать
сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Как писать сочинениерассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Речевое оформление сочинения - 1 час.
Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым оформлением сочинения
(фактические, речевые, грамматические ошибки)
Подготовка и написание сочинения- 4 часа.
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Работа над
черновиком. Итоговое сочинение. Редактирование и рецензирование сочинений. Экспертаза
творческих работ. Совершенствование написанного.

8

Тематическое планирование курса 10 класс
№
1
2

3

4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Содержание

Предмет изучения курса
Особенности выпускного сочинения
Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы
оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок.
Редактирование
Теоретико-литературные понятия и их роль
в подготовке к письменному экзамену по литературе
Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и
основная
мысль
сочинения.
Работа
над
текстом
художественного произведения при подготовке к сочинению.
Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров
сочинений. Разные жанры ученических сочинений. Выбор
жанра в зависимости от
Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического
сочинения
Подготовка к написанию сочинения
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как
жанр ученического сочинения.
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как
жанр ученического сочинения.
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как жанр
ученического сочинения.
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного.
Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического
сочинения.
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного.
Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор
темы. Выбор жанра.

Кол-во
часов
по
разделу
1
1

Кол-во
часов
по теме
1
1

3

1

1
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

Как работать с черновиком и планом сочинения.

1

17
18

Как анализировать художественное произведение.
Как писать вступление. Технология написания сочинения:
вступление,
виды
(историческое,
аналитическое,
биографическое, сравнительное, лирическое).
Технология написания сочинения: урок-практика.
Как писать заключение. Технология написания сочинения:

1
1

19
20

9

1
1

21
22
23
24
25
26
27
28

29

30

31
32
33
34
35

заключение, виды.
Технология написания сочинения: урок-практика.
Как писать основную часть сочинения. Технология написания
сочинения: основная часть.
Технология написания сочинения: урок-практика.
Технология написания сочинения: урок-практика.
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе
над сочинением. Теория.
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе
над сочинением. Практическая часть.
Приёмы привлечения текста литературного источника в работе
над сочинением. Практическая часть.
Как
работать
над
речевым
оформлением
сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).
Теория.
Как работать над речевым оформлением сочинения
(фактические, речевые, грамматические ошибки). Практическая
часть.
Как работать над речевым оформлением сочинения
(фактические, речевые, грамматические ошибки). Практическая
часть.
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому
сочинению. Работа над черновиком.
Итоговое сочинение.
Итоговое сочинение.
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного.
Редактирование
и
рецензирование
сочинений.
Совершенствование написанного.

10

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование курса 11 класс
Содержание

№

Предмет изучения курса. Как работать над сочинением по
литературе.
1
2
3
4

5
6

Задачи курса. Выпускное сочинение по литературе.
Как работать над сочинением.
Композиция сочинения-рассуждения.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Пишем сочинение-рассуждение по тексту художественного
произведения
Вспоминаем технологию написания сочинение-рассуждение по
тексту художественного произведения.
Вспоминаем технологию написания сочинение-рассуждение по
тексту художественного произведения.

Кол-во
часов
по
разделу
4

Кол-во
часов
по теме

1
1
1
1
13

1

7

Работа с текстом. Анализ прочитанного

1

8

Работа с текстом. Анализ прочитанного

1

9

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения.

1

10

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения.

1

11

Структура сочинения. Вступление. Теоретическая часть.

1

12

Структура сочинения. Вступление. Практическая часть.

1

13

Структура сочинения. Основная часть. Аргументация. Теория.

1

14

Структура сочинения.
Практическая часть.

1

15

Структура сочинения. Заключение. Теоретическая часть.

1

16

Заключительная часть сочинения. Практическая часть.

1

17

Речевое оформление сочинения. Практические занятия по
написанию сочинения.
Сочинение рассуждение по русскому языку

1

Основная

часть.

Аргументация.

Проблема текста
18

19

17
2

Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной
сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Тема и
проблема
текста.
Виды
и
категории
проблем,
рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Зачин сочинения-рассуждения. Роль вступления в сочинениирассуждении. Формы вступлений.
Комментарий к проблеме
11

1

1
2

20
21
22
23

24
25

26
27

28
29

30

31
32
33
34

Комментарий
основной
проблемы
текста.
Как
прокомментировать проблему
Как прокомментировать проблему. Виды комментария.
Авторская позиция
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.
Лексические и синтаксические средства выражения авторской
позиции.
Аргументация собственной позиции
Аргументация
собственной
позиции.
Способы
ввода
аргументов. Практическое занятие.
Работа с текстом. Как выразить собственное мнение по
выявленной проблеме
Заключительная часть сочинения
Теоретические сведения: как писать заключительную часть
сочинения.
Как писать заключительную часть сочинения. Практическое
занятие.
Технология написания сочинения
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного
стиля.
Как
писать
сочинение-рассуждение
по
текстам
публицистического и научно-популярного стиля.
Речевое оформление сочинения
Речевое оформление сочинения. Как работать над речевым
оформлением
сочинения
(фактические,
речевые,
грамматические ошибки)
Подготовка и написание сочинения
Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому
сочинению. Работа над черновиком.
Итоговое сочинение.
Итоговое сочинение.
Редактирование и рецензирование сочинений. Экспертаза
творческих работ. Совершенствование написанного.

12

1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1

4
1
1
1
1

Основные виды деятельности обучающихся:
 формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания, умений к осуществлению контрольных
функций, способностей к рефлексии, а именно:
 оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
 взаиморецензирование;
 анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста
(просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее, ознакомительно –
реферативное и др.); аудирование;
 информационная переработка устного и письменного текста (составление плана текста;
пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста;
продолжение текста, составление тезисов, редактирование);
 создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров
(реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);
 создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной,
социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых
в практике речевого общения;
 участие в дискуссии;
 работа с различными информационными источниками (учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленной в
электронном виде, конспектирование).
 создание письменных текстов (сочинение-рассуждение);

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».