МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА А.Ж. ПАНАГОВА с.п. ИНАРКОЙ» Рабочая программа учебного курса по биологии «Основы проектной деятельности» для 7 класса на 2023-2024 учебный год. Куашева Л.З., учитель химии и биологии Рабочая программа курса составлена в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; - с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ имени А.Ж.Панагова с.п. Инаркой» Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 учебный час в неделю и предназначена для обучающихся 7ого класса. Сроки реализации рабочей программы: 2023 – 20224уч. год. Планируемые предметные результаты. - формирование предпосылок для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»), - умение работать в группе, в позиции «взрослого», - контрольно - оценочная самостоятельность, работа с моделями (графикознаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия), - использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях; - освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения; - освоение способов работы с текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания; - планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы; – производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения; – выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения; – выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность. -планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам Интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, Интернет - сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты; - находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями; - оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.), - выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные; - обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; - сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находить необходимую информацию во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт. Содержание курса Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. Каждый модуль в рамках курса автономен и самодостаточен, отдельные темы дублируются (например, невербальная коммуникация и активное слушание в модулях «Основы риторики и публичное выступление» и «Регулирование конфликтов»). Это позволяет комбинировать, выстраивать различные сочетания и последовательности освоения учебных модулей в зависимости от возможностей учащихся, педагогов и специфики школы. № 1. 2. 3. 7 класс. 35 часов. (1 час в неделю) Наименование раздела, тем Дата Модуль «От проблемы к цели». Описание ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели. Постановка задач. Составление графика деятельности. Виды ресурсов. Планирование ресурсов. Модуль «Работа с каталогами». Нахождение нужной книги по каталогу. Поиск информации в карточном и электронном каталоге. Работа с электронным каталогом. Модуль « Способы первичной обработки информации». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями (прием «лестница сужения и расширения понятий». Коллажирование как способ первичной обработки информации. 4. Модуль «Как работать в команде» Что такое команда? Процедура принятия командного решения. Командные роли. Виды взаимодействия в группе. Роль конфликта в общении. Способы разрешения конфликтов. 5. Модуль «Регулирование конфликтов» Восприятие конфликтов. Соотнесение 07.09. Колво часов 2 1 14.09. 1 21.09. 2 1 28.09. 1 2 05.10. 1 12.10. 1 19.10 1 4 26.10. 1 Вид учебной деятельности ученика Определяют проблему, цель, задачи. Осваивают алгоритм проведения системного анализа. Определяют противоречия, лежащие в основе проблемы. Работают с электронным каталогом. Составляют таблицы на основе полученных записей. Обсуждают заполненные таблицы. Составляют денотатный граф по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составляют «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждают результаты работы в группе. Определяют и разрешают противоречия, возникающие в ходе общения. Используют ресурсы других людей для достижения собственных целей. Определяют и разрешают противоречия, возникающие в ходе собственной оценки и оценки других. Выражение эмоций. Невербальная коммуникация. Предрассудки. Стереотипы. Дискриминация. Положительная роль конфликтов. Ступени урегулирования конфликтов. 6. 7. Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». 1.Тест и опрос. Цели опроса Мотивация к участию в опросе. Виды вопросов. Экспертиза вопросов. Составление опросников. Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса. Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования. Модуль «Основы риторики и публичное выступление». Критерии эффективного публичного выступления. Разработка плана выступления. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Заключительная часть выступления. Вопросы. Наглядные материалы. 09.11. 16.11. 1 1 1 23.11. 1 8 30.11. 1 07.12. 1 14.12 – 11.01. 18.01. 4 26.01. 1 1 5 01.02. 08.02. 15.02. 22.02. 1 1 1 1 29.02. 1 07.03. общения Используют ресурсы других людей для достижения собственных целей. Согласуют интересы в совместном действии. Разрабатывают стратегии разрешения конфликта; Осваивают способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов. Применяют полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем. Обосновывают понятия «тест», «опрос, «экспертиза». Знакомятся со сферой применения опросных методов Проводят анкетный опроса. Тренируются задавать вопросы, разрабатывают план выступления, готовятся к публичному выступлению. 8. 9. 10. Модуль « Сам себе эксперт» Субъективная оценка. Критерии оценки, самооценка Характеристики продукта. Планирование продукта. Оценка продвижения в рамках проекта. Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей Модуль «Презентация продукта» Типы, виды, формы презентации Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. Возможное содержание выступления. Структура выступления. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией. Письменные и наглядные материалы. Подготовка и проведение презентации. Модуль «Ведение дискуссии» 1.Доказательство. Аргументы. Примеры и иллюстрации. Опровержение. Виды вопросов. Представление позиции. 2. Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи. 14.03. 4 1 21.03. 1 1 04.04. 1 11.04. 5 1 18.04. 1 25.0416.05 3 23.05. 2 1 30.05. 1 Проводят экспертизу своей и чужой деятельности, оценивают выступление, обосновывают сильные и слабые стороны выступления, причины, способы преодоления трудностей. Готовят и представляют презентацию продукта. Отрабатывают умения задавать вопросы к представленной информации, выявляют достоинства и недостатки идеи.